- ХУЦИЕВ Марлен Мартынович
Хуци́ев Марлен Мартынович (р. 4.10.1925), советский режиссёр. Народный артист РСФСР (1977). В 1952 окончил ВГИК (мастерская И. А. Савченко). Дипломная работа фильм «Градостроители» (1950, сценаристы Хуциев и Ф. Е. Миронер) рассказывала о характерах молодых рабочих-строителях Москвы. В 1956 на Одесской киностудии поставил фильм «Весна на Заречной улице» (с Миронером), в котором с достоверностью воссоздана атмосфера времени, а в жизненно узнаваемых образах героев выявлены поэтические черты. В картине «Два Фёдора» (1959) была продолжена основная тема творчества Хуциева стремление людей к душевной общности и взаимопониманию. История дружбы мальчика-сироты с демобилизованным солдатом, все родные которого погибли в годы Великой Отечественной войны, высветляла трагическую ситуацию фильма, утверждая веру в жизнь и доброту людей. Режиссура Хуциева, отличающаяся тонким пониманием особенностей исполнителя, определила успех актёрского дебюта В. М. Шукшина в роли Фёдора-старшего. В 195965 Хуциев работал на киностудии имени Горького, с 1965 на киностудии «Мосфильм». В фильме Хуциева «Мне двадцать лет» (1965, специальная премия кинофестиваля в Венеции и другие премии) отразились важнейшие тенденции советского кинематографа второй половины 50-х начала 60-х гг. Хуциев показал становление характера молодого современника, выбор им жизненного пути, способность в критических ситуациях отстоять верные, гражданские позиции. Поэтическая образность, метафоричность в сочетании с реалиями современности сформировали своеобразие внутреннего строя картины. В фильме «Июльский дождь» (1967), развивавшем темы предыдущей ленты, также присутствовала мысль о животворной сущности истории нашей страны. Точное воссоздание потока повседневности лишь подчёркивало интенсивность поисков молодой героиней непреходящих духовных ценностей. Затем Хуциев работал на телевидении (художественный руководитель объединения «Экран»). В 1970 поставил телефильм «Был месяц май» (по рассказу Г. Я. Бакланова), герои которогосоветские офицеры и солдаты, празднующие победу на земле поверженной Германии, оказывались на территории бывшего лагеря смерти. Фильм строился на контрасте: радость победителей и осознание ими масштаба свершившейся трагедии. Работу в телевизионном кинематографе Хуциев продолжил документальным фильмом «Алый парус Парижа» (1971), посвященным 100-летию Парижской Коммуны. В 1976 вышел фильм «И всё-таки я верю», начатый М. И. Роммом и законченный Хуциевым, Э. Г. Климовым и Г. Н. Лавровым. Хуциев внёс существенный вклад в исследование характера нашего современника, формирующегося под воздействием важнейших событий прошлого и настоящего. Новаторство режиссёра выразилось в поисках новых форм актёрского творчества, сюжетосложения, изобразительного решения фильмов, органически связанного с его драматургией. В 1983 поставил фильм «Послесловие». С 1978 руководит редакционной мастерской ВГИКа. С 1965 секретарь правления СК СССР.
Сочинения:
Мне двадцать лет, М., 1965 (с Г. Шпаликовым); Июльский дождь, М., 1967 (с А. Гребневым);
Алый парус Парижа. М., 1977 (с К. Славиным);
Зимой в Михайловском (отрывок из киноромана «Пушкин»), «Неделя», 1979, № 20;
Крупный план, в сборнике: О Шукшине, Экран и жизнь, [М., 1979].Литература:
Туровская М., М. Хуциев, в сборнике: Молодые режиссёры советского кино, М.Л., 1962;
Зоркая Н., М. Хуциев, в книге: Портреты, М., 1966;
Фрейлих С., Золотое сечение экрана, М., 1976.И. Л. Сосновский.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.