- ЧЕРКАСОВ Николай Константинович
Черка́сов Николай Константинович (27.7.190314.9.1966), советский актёр. Народный артист СССР (1947). Член КПСС с 1940. В 192326 учился в Ленинградском институте сценических искусств. Работал в Ленинградском ТЮЗе, выступал на эстраде. С 1933 в Ленинградском театре драмы имени Пушкина. Начал сниматься в эпизодических ролях (парикмахер Шарль «Поэт и царь», 1927; Длинный клоун «Его превосходительство», 1928, и другие). Полные юмора, обаятельные персонажи Черкасова выражали комедийную направленность его творчества: Колька Лошак («Горячие денёчки», 1935), Жак Паганель («Дети капитана Гранта», 1936). Выдающееся драматическое дарование артиста проявилось в роли профессора Полежаева («Депутат Балтики», 1937). В этом образе, ставшем важным вкладом в развитие советского кино 30-х гг., воплотилась тема неразрывной связи русской интеллигенции с революционным народом (прототип Полежаева профессор К. А. Тимирязев). В 30-е гг. широко и многогранно раскрылся талант Черкасова мастера внешнего и внутреннего перевоплощения. В трагической роли царевича Алексея («Пётр Первый», 1937, 1939) Черкасов показал ставленника бояр, выступающего против прогрессивных реформ. Играя Александра Невского («Александр Невский», 1938, Государственная премия СССР, 1941), он наделил русского полководца чертами былинного богатыря. В роли Ивана Грозного («Иван Грозный», 1-я серия, 1945, Государственная премия СССР, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск 1958) артист показал его государственный ум, стремление к объединению феодальной Руси в централизованное государство и вместе с тем кровавую жестокость, сменяющуюся истерическим покаянием. Графически выразительный внешний рисунок роли сочетался с глубоким проникновением актёра в сложный характер Ивана Грозного. Черкасов воплотил на экране образы выдающихся деятелей русской культуры: М. Горький («Ленин в 1918 году», 1939, «Академик Иван Павлов», 1949), Попов («Александр Попов», 1949, Государственная премия СССР, 1951), Стасов («Мусоргский», 1950, Государственная премия СССР, 1951, «Римский-Корсаков», 1953), Маяковский («Они знали Маяковского», 1955). Одна из крупнейших работ Черкасова Дон Кихот («Дон Кихот», 1957). Своеобразная, глубоко гуманистическая трактовка классического образа артистом получила широкое признание в СССР и за рубежом. Пафосом беззаветного служения науке, утверждением активного и коммунистического отношения к жизни проникнут образ академика Дронова в фильме «Всё остаётся людям» (1963, премия Всесоюзного кинофестиваля, Ленинская премия, 1964). Снимался в фильмах: «Луна слева» (1929, Калугин), «Подруги» (1936, Белый офицер), «Друзья» (Бета) и «Остров сокровищ» (пират Билли Бонс) оба 1938, «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, барон фон Унгерн, советско-монгольский), «Весна» (1947, кинорежиссёр Громов), «Счастливого плавания» (1949, Левашов, Государственная премия СССР, 1950), «Третья молодость» (1966, Гедеонов) и др. Депутат ВС СССР 3-го и 4-го созывов.
Сочинения:
Записки советского актера, М., 1953;
Четвертый Дон Кихот, М., 1958;
В театре и в кино, М., 1973.Литература:
Дрейден С. Д., Н. Черкасов, 2 изд., М., 1939;
Зубков Ю. А., Творчество Н. К. Черкасова, М., 1964;
Н. Черкасов, [составитель Н. Н. Черкасова], М., 1976;
Герасимов Ю. К., Скверчинская Ж. Г., Черкасов, 2 изд., М., 1977;
Черкасова Н., Рядом с Черкасовым, [Л.], 1978;
Актер и время, «ИК», 1983, № 10.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.