- ЧУХРАЙ Григорий Наумович
Чухра́й Григорий Наумович (р. 23.5.1921), советский режиссёр. Народный артист СССР (1981). Член КПСС с 1944. В 1953 окончил ВГИК (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма). С 1955 на киностудии «Мосфильм». Первая режиссёрская работа фильм «Сорок первый» (по Б. А. Лавренёву, 1956, специальная премия Каннского кинофестиваля, 1957, и другие премии). Проявив тонкое понимание литературного первоисточника, Чухрай использовал выразительные средства кино для создания остродраматического, психологически нюансированного и романтического по интонации фильма. Через любовь двух людей и её трагический исход Чухрай раскрывал социальный смысл исторических событий. Важной вехой в развитии советского киноискусства стал фильм «Баллада о солдате» (1959, сценаристы Чухрай и В. И. Ежов, премия Каннского кинофестиваля; главная премия Всесоюзного кинофестиваля, 1960, Ленинская премия, 1961, и другие премии). Эта картина выдвинула Чухрая в первые ряды режиссёров, в чьём творчестве развивались и обогащались традиции социалистического реализма. Эта работа отличалась подлинной художественной цельностью и внутренней гармонией, сочетала эпическую широту с глубоким проникновением в психологию отдельного человека. В образе героя фильма Алёши Скворцова воплощались важнейшие черты характера советского человека, русского воина, утверждались принципы новой морали. Мастерство режиссуры Чухрая проявилось также в создании единого художественного ансамбля фильма. Острые социальные вопросы поднимались в следующей работе Чухрая фильме «Чистое небо» (1961, главная премия Московского кинофестиваля, и другие премии). Картина, рассказывающая о попавшем в фашистский плен, а затем вернувшемся на Родину лётчике, со всей серьёзностью, откровенностью ставила проблему доверия к человеку. Показ сложных, противоречивых чувств главного героя не заслонял темы гражданского мужества, необходимости активной позиции коммуниста, преданного делу партии. Важным элементом сюжета стала лирическая линия, развивающая тему душевной чистоты, верности, стремления человека к идеалам добра в любых, подчас жесточайших обстоятельствах. Тема верности высоким нравственным принципам разрабатывалась и в фильме «Жили-были старик со старухой» (1965). Избрав лирическую, сказовую интонацию, Чухрай подробно исследовал житейские ситуации, выявлял логику поведения героев. В художественно-публицистической ленте «Память» (1971, сценарий Чухрая) была глубоко раскрыта одна из важнейших тем советского киноискусства животворность духовной связи поколений, ответственность человека перед прошлым и будущим. Используя методы прямого интервью, Чухрай провёл широкое социологическое исследование на международном материале. Пафос фильма заключался в утверждении позиции советского художника, для которого Великая Отечественная война часть биографии. В фильме «Трясина» (1978, сценаристы Чухрай и В. И. Мережко) Чухрай вновь обратился к событиям войны, показав ситуацию явно нетипичную: слепая материнская любовь делает сына дезертиром, приносит ему нравственную и гражданскую смерть. Эта сложная коллизия позволяет режиссёру с новой силой и остротой утвердить мысль о необходимости неразрывной связи человека с временем и судьбой народа. Об обязанности человека избирать активную позицию в жизни, не замыкаясь в своём частном мирке, рассказывает фильм «Жизнь прекрасна» (1980, сценаристы Чухрай и А. Каменито, с Италией). В своём творчестве режиссёр верен главной теме: человек перед лицом истории. В 1985 поставил фильм «Я научу вас мечтать» (с Ю. А. Швырёвым), посвященный режиссёру М. С. Донскому. В 196575 художественный руководитель Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм». В 196671 преподавал во ВГИКе. С 1965 секретарь правления СК СССР.
Сочинения:
В книге: Когда фильм окончен, [М., 1964];
Пример М. И. Ромма, «ИК», 1981, № 1.Литература:
Шнейдерман И., Г. Чухрай, Л.М., 1965;
Зоркая Н., Г. Чухрай, в её книге: Портреты, М., 1966;
Левин Е., Гуманизм солдата, мужество гуманиста, «ИК», 1981, № 7.И. М. Шилова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.