- Шведская кинематография
«Горный Эйвинд и его жена».
Режиссёр В. Шёстрём.
(Актёры Э. Эрастова и В. Шёстрём.)
1916.шве́дская кинематогра́фия. Съёмки первых хроникальных фильмов осуществлялись в Швеции с 1896 иностранными операторами, а с 1898 — шведом Э. Флорианом. В том же году были засняты отрывки из спектакля «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» (по Г. Ибсену). Создание в 1907 фирмы «Свенска биу» положило начало регулярному кинопроизводству. С 1909 директором фирмы и ведущим режиссёром стал К. Магнуссон. Фирма выпускала экранизации произведений скандинавской литературы: «Вермландцы» (по Ф. Дальгрену, 1909), «Свадьба в Ульфосе» (1910), «Регина фон Эммериц» (по З. Топелиусу, 1910), «Галоши счастья» (1912, по X. К. Андерсену). В 1911 было создано ещё 4 фирмы, одна из которых специализировалась на экранизациях А. Стриндберга («Фрекен Юлия», «Отец» — оба 1912). С 1912 в «Свенска биу» стали сотрудничать оператор Ю. Йенсон, режиссёры и актёры В. Шёстрём и М. Стиллер. В первые годы деятельности этих кинематографистов было поставлено много игровых фильмов, главным образом подражавших датской мелодраме того времени (Стиллер — «Чёрные маски», «Вампир» и «Когда любовь умирает», 1912, «Красная башня», 1914, «Крылья», 1917; Шёстрём — «Голос крови» и «Любовь сильнее ненависти», 1913, и др.). К 1917 Шёстрём снял 32 художественных фильма Стремление к социальной проблематике, поиски в области новых средств кинематографической выразительности проявились в его фильмах «Ингеборг Хольм», 1913, «Дети улицы», 1914. Стиллер положил начало развитию жанра комедии: «Современная суфражистка» (1913), «Любовь и журналистика» (1916), «Лучший фильм Томаса Гроля» (1917), «Эротикон» (1920) и др.
Фильм Шёстрёма «Терье Виген» (по Г. Ибсену, 1916) ознаменовал зарождение так называемой шведской классической школы, оказавшей заметное влияние на развитие мирового киноискусства. Впервые на киноэкран были выведены крестьяне, рыбаки, городская беднота. Фильмы этого направления романтизировали патриархальный уклад жизни, быт, народные обычаи, стремились передать дух народной поэзии и национальной литературы. Кино вышло из съёмочных павильонов на натуру, стремясь передать гармоничность единения человека с природой, а также драматизм борьбы людей с её враждебными силами. Многие фильмы этого периода представляли собой экранизации произведений скандинавских писателей-неоромантиков, носителей идей крестьянской демократии. Наиболее полно принципы «классической киношколы» отразились в фильме Шёстрёма «Горный Эйвинд и его жена» (по И. Сигурйоунссону, 1917) и его экранизациях романов С. Лагерлёф «Девушка с Болотного хутора» (1917), «Сыновья Ингмара» (1918), «Карин, дочь Ингмара» (1919), «Возница» (1920). Стиллер большое внимание уделял изобразительному решению фильма, ритму, пластике, образному строю (фильмы «Песнь о багрово-красном цветке» по Ё. Линнанкоски, 1918; «Юхан» по Ю. Ахо, 1920; «Деньги господина Арне», 1919, «Сaгa о Гуннаре Хеде», 1922, и «Сага о Йёсте Берлинге», 1924, — все по Лагерлёф). В рамках школы сформировалась плеяда крупнейших актёров — Л. Хансон, Т. Хаммарен, И. Экман, И. Нильсон, Г. Гарбо, К. Муландер, Й. Хассельквист.
Эстетика школы получила развитие в работах режиссёра: Ю. Брюниуса — «Сюннове Сульбаккен» (по Б. Бьёрнсону) и «Тора ван Декен» (по X. Понтоппидану) — оба 1919, «Сильная воля» (по К. Гамсуну, 1923), «Юхан Ульфшерна» (по Т. Хедбергу, 1923); К. Барклинда — «Островитяне» (по А. Стриндбергу, 1919); И. Хедквиста — «Дунунген» (по Лагерлёф, 1919); Р. Карлстена — «Высшие цели» (по Стриндбергу, 1921) и др. Экранизация цикла романов Лагерлёф, начатая Шёстрёмом, была продолжена режиссёром Г. Муландером («Наследство Ингмара», 1925, и «На восток», 1926). Однако эти фильмы не смогли подняться до уровня достижений Шёстрёма и Стиллера. К концу 10-х гг. начался кризис шведского немого кино, который проявился также в фильмах Шёстрёма по романам Я. Бергмана «Мастер» (1920), «Кто судит?» (1921), «Огонь на борту» (1923). Образовавшаяся в 1919 в результате слияния двух фирм кинокомпания «Свенск фильминдустри» ориентировала кинопроизводство на международный рынок, на стандартизацию продукции по американским образцам. Важной причиной упадка шведской кинематографии явился также отъезд в США её виднейших представителей Шёстрёма и Стиллера, актёров Хансона, Гарбо и др. Шведская кинематография концу 20-х гг. представлена в основном безликими комедиями и мелодрамами, поставленными режиссёром Г. Муландером, У. Муландером, Р. Хюльтен-Каваллиусом. Серьёзными попытками продолжить традиции «классической киношколы» стали лишь исторические фильмы режиссёра Брюниуса «Карл XII» (1924—25) и «Густав Васа» (1927) — оба по Стриндбергу, а также фильм «Сильнейший» (1929) режиссёр А. Шёберга.
Появление звукового кино в других странах лишило шведскую кинематографию конкурентоспособности на мировом рынке. Один из первых шведских звуковых фильмов «Маркуреллы из Вадчёпинга» (по Бергману, 1930) был поставлен Шёстрёмом, вернувшимся из США. В 30-е гг. художественный уровень шведской кинематографии был весьма низким. В 1931 режиссёр Г. Муландер поставил фильм «Одна ночь» о революционных событиях в Финляндии. Социальная проблематика содержалась в фильмах:«Карл Фредерик управляет» (режиссёр Г. Эдгрен) и «Уволенный» (режиссёр И. Юхансон) — оба 1933, «Под красными флагами» (1931) и «Конфликт» (1936) — оба режиссёра П. А. Браннера. Однако основу кинопродукции составляли салонные мелодрамы, В этом жанре работали Г. Муландер, Ш. Бауман. Картины режиссёров Ф. Рудина, Э. Персона и других представляли собой комедии и фарсы, лишённые какого-либо социального содержания.
В годы 2-й мировой войны объём кинопроизводства возрос, хотя основную часть составляли развлекательные фильмы, были и серьёзные произведения, проникнутые пафосом антифашизма, рисующие борцов Движения Сопротивления в оккупированных странах: «Опасные пути» (1941, режиссёр А. Хенриксон), «Первая дивизия» (1941) и «Ваше превосходительство» (1943) — режиссёра Экмана, «Возгорится пламя» (1943) и «Невидимая стена» (1944) — режиссёра Г. Муландера, «Живи опасно» (1944, режиссёр Л. Фальк). Выделился на этом фоне фильм Шёберга «Ставка — жизнь» (1939), в котором актуальная тема борьбы с фашизмом раскрывалась с помощью новаторского киноязыка, порывавшего со стандартными, схематическими канонами киноискусства 30-х гг. Глубоким психологизмом отличались фильмы Хенриксона «Преступление» (по С. Сивертсу, 1940) и Г. Муландера «Слово» (по К. Мунку, 1943), продолжающие лучшие традиции шведской кинематографии периода немого кино. К экранизации произведений национальной литературы обращались режиссёры П. Линдберг, Г. Скуглунд, С. Валлен, Карлстен, Эдгрен и др.
Лента Шёберга «Травля» (1944, сценарий И. Бергман) стала манифестом «фюртиотализма» — направления в шведской литературе и искусстве, сложившегося как протест молодого поколения творческой интеллигенции против мелкобуржуазных идеалов. В формировании идейной платформы «фюртиотализма» сыграли роль война и послевоенная ситуация в Европе, разочарование молодёжи в капиталистическом образе жизни. Идейно-художественные принципы «фюртиотализма» в киноискусстве получили наиболее яркое воплощение в ранних фильмах режиссёра Бергмана «Кризис» (по Л. Фишеру) и «Дождь над нашей любовью» (1946), «Корабль идёт в Индию» (1947), «Музыка в темноте» и «Портовый город» (1948), «Тюрьма» и «Жажда» (1949). Одновременно появились фильмы Г. Муландера по сценариям Бергмана «Женщина без лица» (1947), «Ева» (1948), «Разведённый» (1951), показывающие пустоту и бездуховность буржуазного общества. Сходные темы развивались в фильмах режиссёра: Экмана — «Смена поезда» (1942), «Скитания с месяцем» (1945), «Банкет» (1948), «Девушка и гиацинты» (1949), «Отдельный вход» (1956); Л. Э. Чельгрена — «Пока город спит» (1950), «Насилие» (1955), «Жестокая игра» (1956), «Ночной свет» (1957).
В жанре комедии на фоне слабых лент 40-х гг. выделяется цикл сатирических фарсов с участием актёра Н. Поппе, который в фильмах «Актёр» (1943), «Деньги» (1945), «Воздушный шарик» (1946), «Солдат Бом» (1948) и др. вслед за Ч. Чаплином создал образ «маленького человека», раздавленного капиталистическим миром.
Значительным явлением в шведской кинематографии стало творчество режиссёра X. Фаустмана, впервые затронувшего вопросы пролетарской солидарности, классовой борьбы: «Ночь в порту» (1943), «Когда цветут луга» (1946), «Чужая гавань» (1948), «Ларе Хорд» (по Я. Фридегорду, 1948). Жизнь пролетариата с суровым реализмом рисует режиссёр А. Матсон в ленте «Железнодорожники» (1947). Однако после лирического фильма «Она танцевала одно лето» (1951), получившего международное признание, а также экранизаций романов X. Лакснесса «Салка Валка» (1954) и Стриндберга «Островитяне» (1955) Матсон стал снимать уголовно-приключенческие картины, «фильмы ужасов». Он был в числе режиссёров, снявших новые варианты лучших фильмов периода немого кино (фильм «Возница», 1958). Были возобновлены также режиссёром Эдгреном фильм Шёстрёма «Девушка с Болотного хутора», режиссёром Г. Муландером фильмы Стиллера «Деньги господина Арне» и «Песнь о багрово-красном цветке». Однако, несмотря на более совершенную технику и цветную плёнку, художественный уровень этих фильмов оказался значительно ниже уровня немых фильмов.
В послевоенной шведской кинематографии одним из ведущих деятелей стал режиссёр Шёберг. Глубокий анализ духовного мира героев отличает его фильмы-экранизации национальной литературы «Просто мать» (по И. Лу-Юхансону, 1949), «Фрекен Юлия» (1951), «Карин Монс-доттер» (1953) и «Отец» (1969) — все по Стриндбергу, «Варавва» (по П. Лагерквисту, 1952), «Судья» (по В. Мубергу, 1960). Разрабатывая тему личности и общества, Шёберг продолжал развивать художественно-эстетические принципы своих ранних фильмов: напряжённость действия, эмоциональность и пластичность изображения, неожиданные ракурсы, смелую игру светотени. С творчеством Шёберга связано формирование шведской актёрской школы 50—60-х гг., к которой принадлежали актёры А. Челлин, У. Пальме, С. Йеррель, М. Сеттерлинг, Э. Дальбек, А. Бьёрк, У. Якобсон и др.
Особое место в шведской кинематографии занимает творчество Бергмана. После остросоциальных фильмов в русле «фюртиотализма» Бергман обратился к отражению на экране философских проблем, поисков смысла жизни, субъективных переживаний героев, их нравственных исканий, душевных сомнений. Мягким лиризмом проникнуты фильмы «К радости» (1950), «Летняя игра» (1951), «Лето с Моникой» (1953). Стремление исследовать женскую психологию отличает фильмы «Женщины ждут» (1952), «Женские грёзы» (1955), «У истоков жизни» (1958). Тонкий юмор, ирония присущи комедиям «Урок любви» (1954), «Улыбки летней ночи» (1955), «Око дьявола» (1960), «Не говоря уже обо всех этих женщинах» (1964). Насыщены символикой философские фильмы-притчи «Седьмая печать» и «Земляничная поляна» (1957), «Источник» (1960). Положению художника в обществе посвящёны фильмы «Вечер шутов» (1953), «Лицо» (1958), «Как в зеркале» (1961), в которых подлинное искусство противопоставляется косности мелкобуржуазных обывателей. Трагическим мироощущением проникнуты фильмы «Причастие» и «Молчание» (1963), «Персона» (1966), «Час волка» и «Стыд» (1968), «Страсть» (1969), «Прикосновение» (1971, с Великобританией), «Шёпоты и крик» (1972). Герои этих лент безрезультатно пытаются найти выход из внутреннего кризиса, преодолеть разлад между собственным мировосприятием и реальной действительностью. Бергман воспитал актёров современного шведского кино: Г. Бьёрнстранда, М. фон Сюдова, Я. Кулле, Э. Юсефсона и актрис Б. Андерсон, X. Андерсон, И. Тулин, Л. Ульман, Г. Линдблум. С Бергманом работают крупнейшие операторы Г. Фишер и С. Нюквист.
В 60-х гг. в шведской кинематографии произошла почти полная смена поколений. Проведённая в 1963 кинореформа значительно облегчила работу начинающих режиссёров. Был создан Шведский киноинститут (1963), ставший не только основным информационным, научным центром и учебным заведением, но и крупной компанией по производству фильмов. В это же время формировалось направление так называемого нового шведского кино. Многие режиссёры этого направления (Б. Видерберг, В. Шёман, И. Доннер, Г. Ерлинг) начинали как писатели и первые свои фильмы ставили на основе собственных литературных произведений. Для «нового шведского кино» характерны правдивое изображение жизненных конфликтов, социальный анализ, стремление исследовать жизнь личности и общества в их сложных взаимодействиях. В фильмах этого направления происходили поиски новых экспрессивных средств киноязыка; кино приблизилось к реальной жизни, в художественном кино использовались приёмы и выразительные средства документального. Во многом это стремление было продиктовано желанием молодых режиссёров противопоставить себя изысканности и субъективному мироощущению предыдущего поколения режиссёров, прежде всего Бергману. Поэтому фильмы «нового шведского кино» отличались нарочитой заземлённостью, будничностью и в тематике, и в характере изобразительных средств. Один из ведущих деятелей «нового шведского кино» режиссёр Видерберг в фильмах «Детская коляска» (1962), «Вороний квартал» (1963), «Любовь-65» (1965), «Привет, Роланд!» (1966) касался проблем послевоенной шведской молодёжи. Наиболее отчётливо социальная направленность в творчестве Видерберга проявилась в фильмах о рабочем движении: «Одален-31»(1968) и «Джо Хилл» (1971). Эпический размах повествования отличает фильмы Я. Труэлля «Вот твоя жизнь» (по Э. Юнсону, 1966) и дилогию по В. Мубергу «Эмигранты» (1971) и «Поселенцы» (1972). Социальная проблематика присутствовала в фильмах Шёмана «Любовница» (1962), «491» (1963), «Одежда» (1964), «Вы лжёте!» (1969) и особенно в фильме «Пригоршня любви» (1974), посвящённом всеобщей забастовке 1909. Однако его фильмам нередко свойственны биологизация общественной жизни, подмена социальных мотивировок биологическими [например, «Постель для брата и сестры 1782», 1965, «Я любопытна (жёлтый)», 1967, «Я любопытна (голубой)», 1968, «Супруги Тролль», 1971, «Табу», 1977]. То же самое можно сказать о творчестве Доннера, показавшего разложение буржуазного брака в фильмах «Воскресенье в сентябре» (1963), «Любить» (1964), «Здесь начинается приключение» (1965), «Поперечная балка» (1966), «Похмелье» (1973) и др. Пристальное внимание к проблемам молодёжи, её некоммуникабельности, конфликтам с окружающей действительностью, подчас приводящим к преступлениям или психическому расстройству, стоит в центре творчества Я. Хальдоффа: фильмы «Миф» и «Жизнь чертовски занятна» (1966), «Уле и Юлия» (1967), «Мечта о свободе» (1969), «Вечеринка служащих фирмы» (1972), «Свадьба» (1973), «Последнее приключение» (1974), «Приятели» (1976), «Джек» (1977), «Не оставляй меня одну» (1980) и др. К «новому шведскому кино» принадлежат также режиссёры М. Сеттерлинг («Влюблённые пары», 1964, «Ночные игры», 1966, «Девушки», 1968), И. Гамлин («Охота», 1964, «Купальщики», 1968), Л. Ерлинг («Вместе с Гуниллой», 1965), Ю. Корнелль («Поцелуи и объятия», 1967, «Как ночь и день», 1968), С. Бьёркман («Я люблю, ты любишь», 1968, «Белая стена», 1975), Ч. Греде («Харри-весельчак», 1969, «Клара Желание», 1972, «Простая мелодия», 1974, «Моя любимая», 1979). Актуальные общественные и политические темы затрагиваются в фильме «Дурное обращение» (1968, режиссёр Л. Форшберг), «Охота на свиней» (1969, режиссёр Корнелль), «Меня зовут Стелиос» (1972, режиссёр Ю. Бергенстроле). К проблемам молодёжи обращаются режиссёры-дебютанты 70-х гг.: Р. Андерсон («Любовная история», 1970, «Гилиап», 1976), М. Арен («Мария», 1975, «Лето одной любви», 1979), Л. Хальстрём («Парень и девушка», 1975, «У меня будет ребёнок», 1979). В фильме «Художник» (1982, режиссёр Ё. Де Реес и К. Улофсон) история рабочего-художника даётся на широком социальном фоне.
В 70-е гг. появляется большое число режиссёров-дебютантов, в основном под эгидой киноинститута. Из признанных мастеров киноискусства работают И. Бергман (телефильм «Сцены из супружеской жизни», 1974, «Лицом к лицу», 1976; «Осенняя соната», 1978, с ФРГ и Норвегией; «Фанни и Александр», 1983), Видерберг (коммерческие фильмы — комедия «Сопляк», 1974, детектив «Человек на крыше», 1976), Труэлль (фильмы «Бабах!», 1976, «Воздушное путешествие инженера Андре», другое название «Полёт “Орла”», 1982). В конце 70-х гг. в кино пришла группа режиссёров-женщин: М. Арне («Пять дней в Фальчёпинге», 1975, «Далеко и близко», 1976, «Стены свободы», 1979), Г. Линдблум («Райский уголок», 1976, «Салли и свобода», 1981), И. Хельнер («Ловкий вор», 1979), Б. Свенсон («Маккан», 1977, «Инбер Рейл», 1981), И. Тулин («Расколотое небо», 1982), С. Остен («Мама», 1982). Фильмы «Расколотое небо» и «Мама» сделаны в стиле «ретро», так же как фильм «Квинтет Свена Кланга» (1976, режиссёр С. Ольсон), «Бар Хемпа» (1977, режиссёр Л. Телестам), «Резкая остановка» (1977, режиссёр Корнелль), «Дремлющие звуки» (1979, режиссёр Ю. Бергенстроле). Одновременно возрождается интерес к национальной литературе, экранизируется классика: «Город моих грёз» (по П. А. Фогельстрёму, 1976, режиссёр И. Скугсберг), «Серьёзная игра» (по Я. Сёдербергу, 1977, режиссёр А. Брайен, с Норвегией), «Шарлотта Лёвеншёльд» (по Лагерлёф, 1979, режиссёр Я. Сёдерман), «Виктория» (по Гамсуну, 1979, режиссёр Видерберг). В жанре комедии интересно работает режиссёр Т. Даниельсон, поставивший остроумные фильмы в национальном духе: «Шведские картинки» (1964), «Построить причал» (1965), «В голове одного старика» (1968), «Яблочная война» (1971), «Человек, который бросил курить» (1972), «Выпустите заключённых, пришла весна!» (1975), «Приключения Пикассо» (1978), «Помойка» (1981). Сатирические комедии ставят режиссёры Я. Кулле («Книготорговец, который бросил купаться», 1969, «Белая гвоздика», 1974, «Простодушный убийца», 1982), X. Альфредсон («Яйцо всмятку», 1974), Л. Оберг («Военные сборы», 1979, «Чартерный рейс», 1981).
В 60—70-е гг. получило развитие кино для детей. Видным его представителем стал режиссёр О. Хельбум, поставивший свыше 10 фильмов по произведениям детской писательницы А. Линдгрен, в том числе ленты «Малютка Чёрвен, Боцман и Мозес» (1964), «Пеппи Длинный чулок» (1968, с ФРГ), «Эмиль из Лённеберги» (1971), «Лучший в мире Карлсон» (1974), «Братья Львиное Сердце» (1977), «Расмус и бродяга» (1982). По детским книгам М. Грипе созданы фильмы «Хуго и Йозефина» (1967, режиссёр Ч. Греде), «Эльвис! Эльвис!» (1977, режиссёр К. Поллак). В 1977 режиссёр Т. Андерберг поставил фильм «Приключения в джунглях», в 1980 режиссёр Поллак — фильм «Остров детей». Появились полнометражные мультипликационные фильмы режиссёров П. Олина, С. Лассебю.
В 70-е гг. в кино влилось новое поколение актёров, среди которых И. Экман, Т. Хельберг, И. Стангерц, актрисы Л. Нюман, Л. Нильхейм, М. Сейлиц, А. Экманнер, М. Андерсон, А. Годениус. Из молодых операторов наиболее известны X. Велин, Ю. Ольсон, Т. Форшберг, Л. Бьёрне, И. Персон. Практикуются совместные постановки с другими странами (в 1972 был поставлен советско-шведский фильм «Человек с другой стороны», режиссёр Ю. П. Егоров).
В середине 40-х гг. получило развитие шведское документальное кино. Одним из ведущих его деятелей был теоретик и режиссёр И. Вернер, поставивший короткометражный фильм «Зимнее жертвоприношение» и «Поезд» (1946), «Убить ребёнка» (1951), «Заря» (1955), «Живые краски» (1961), «Ждущая вода» (1965) и др. В короткометражном кино работали режиссёры П. Чульберг, Г. Скуглунд, Н. Йерринг, К. Мартин. Режиссёр и драматург П. Вайс поставил несколько экспериментальных фильмов в области абстрактного кино — «Этюды» (1952—54), «Мираж» (1958). Международное признание получил документалист А. Суксдорф, снявший фильм «Летняя сказка» (1941), «Люди в городе» (1947), «Индийская деревня» (1951), «Большое приключение» (1953), «Сказка джунглей» (1955), «Мой дом — Копакабана» (1965), воспевающие красоту природы, противопоставляющие её ущербности цивилизации в современном капиталистическом обществе. В 60—70-е гг. в документальном кино появляются полемические фильмы на актуальные темы: «Нас называют модсами» (1968) и его продолжение «Респектабельная жизнь» (1979) — режиссёров С. Ярла и Я. Линдквиста, «Дезертиры из США» (1968, режиссёры О. Шёгрен, Л. Ламберт), «Белый спорт» (1968, режиссёр Видерберг и др.), «Рекордные годы» (1969, режиссёры Л. Эверт, С. Хедквист), «Забастовка шахтёров» (1970, режиссёр М. Винтерхеден), «Американец в Ханое» (1972, режиссёр Л. Мальмер), «Неоколониализм — Сенегал» (1974, режиссёр А. Ломан), «Женщина на экваторе» (1976) и «Падает дерево» (1978) — оба режиссёра У. Хультберга и др., «Последнее предупреждение» (1980, режиссёр Мальмер, «Человечество и земля», 1983, режиссёр У. фон Страус). Успехам документального кино способствовало возникновение в конце 60-х гг. Киноцентра — некоммерческой прокатной организации, имеющей по стране небольшую сеть кинотеатров.
В 80 е гг. в Швеции ставится 15—25 фильмов ежегодно. В 1983 действовало 45 кинокомпаний, крупнейшие из них — «Свенск фильминдустри» (основание 1919), «Эурупа-фильм» (основание 1930) и «Сандрев» (основание 1938), а также киноинститут, с 1966 выпускающий фильмы. Киноинститут является также киноархивом, информационным и научным учреждением, имеет свой киноклуб. При киноинституте с 1965 существует киношкола, выпускающая режиссёров, операторов и звукооператоров. Актёров кино готовит школа при Драматическом театре в Стокгольме. В Стокгольмском университете есть факультет киноведения. Крупнейшие историки и теоретики кино — И. Вернер, Л. Фурхаммар, Р. Вальдекранц. Среди ведущих кинокритиков — С. Бьёркман, X. Шерне, К. Викбум, Ю. Шильдт. С 1979 ежегодно в Гётеборге проводится международный кинофестиваль.
Наиболее значительные журналы — «Chaplin» (с 1959), «Filmrutan» (с 1958), «Film och TV» (орган Киноцентра, с 1973).
также: Указатель фильмов по странам. Швеция
Литература:
Муссинак Л., Рождение кино, пер. с франц., Л., 1926;
Садуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 3, М., 1961;
Bjorkman S., The new directors, N.Y., 1977;
Cowie P., Swedish cinema, v. 1—2, L.—N.Y., 1966;
Sundgren N. P., The new Swedish cinema, Stockh., 1970;
Werner G., Den svenska filmens historia, Stockh., 1978;
Winquist S., Svenska stumfilmer 1896—1931 och deras regissörer, Stockh., 1967;
его же, Svenska ljudfilmer 1926—1969 och deras regissorer, Stockh., 1969.
«Сага о Йёсте Берлинге».
Режиссёр М. Стиллер.
(Слева актриса Г. Гарбо.)
1924.
«Сведенхьельмы».
Режиссёр Г. Муландер.
(Актёры Й. Экман и И. Бергман.)
1935.
«Она танцевала одно лето».
Режиссёр А. Матсон.
(Актриса У. Якобсон.)
1951.
«Фрекен Юлия».
Режиссёр А. Шёберг.
(Актёры У. Пальме и А. Бьёрк.)
1951.
«Лицо».
Режиссёр И. Бергман.
(Актёры М. Сюдов,
И. Тулин,
Г. Бьёрнстранд.)
1958.
«Земляничная поляна».
Режиссёр И. Бергман.
(Актёры П. Скугсберг,
И. Лундквист,
Б. Андерсон,
В. Шёстрём.)
1957.
«Вороний квартал».
Режиссёр Б. Видерберг.
(Актёр Т. Бергрен.)
1963.
«Малютка Чёрвен, Боцман и Мозес».
Режиссёр О. Хелбум.
1964.
«Вот твоя жизнь».
Режиссёр Я. Труэлль.
1967.
«Персона».
Режиссёр И. Бергман.
(Актрисы Б. Андерсон и Л. Ульман.)
1966.
«Шёпоты и крик».
Режиссёр И. Бергман.
(Актрисы И. Тулин,
Х. Андерсон,
К. Сюльван,
Л. Ульман.)
1972.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.