- ШЕНГЕЛАЯ Николай Михайлович
Шенгела́я Николай Михайлович (19.8.19034.1.1943), советский режиссёр, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в Тбилисском университете. С 1922 выступал как поэт. В кино с 1924. Ученик К. М. Марджанишвили, в группе которого работал ассистентом режиссёра над фильмом «Буревестники» (1925). С С. Д. Клдиашвили написал сценарий сатирической комедии «Мачеха Саманишвили» (по Д. С. Клдиашвили, 1927, режиссёр Марджанишвили) и «В трясине» (1928, режиссёр И. Н. Перестиани). Был ассистентом режиссёра Ю. А. Желябужского в фильме «Дина Дза-Дзу» (1926). Первая постановка фильм «Гюлли» (по Ш. З. Арагвиспирели, 1927, режиссёр и сценарист с Л. Ф. Пушем), в котором Шенгелая пытался отойти от штампов, привычных для грузинского кино тех лет, при экранизации литературных произведений. В 1928 поставил фильм «Элисо» (по А. Казбеги, сценарий Шенгелая и С. М. Третьяков) один из первых фильмов о прошлом народов Кавказа. Эта картина была этапной для дальнейшего развития грузинской кинематографии и одной из лучших в советском кино 20-х гг. Фильм «Двадцать шесть комиссаров» (1933, сценарий Шенгелая, А. Ржешевский и А. Амирагов) посвящён легендарным дням Бакинской коммуны. Героем его был пролетариат, отдельные сцены фильма достигали большого политического и художественного звучания. Шенгелая сумел показать не только радость победы, но и сложность революционной борьбы, горечь поражения и боль за допущенные в этой борьбе колебания и ошибки. Картина была значительным достижением советского киноискусства. В 193334 режиссёр работал с М. А. Шолоховым над фильмом «Поднятая целина», но постановка не была осуществлена. Его фильм «Золотистая долина» (1937, сценарий с Л. Киачели, Государственная премия СССР, 1941) рассказывал о коллективизации в Западной Грузии. Картина, задуманная режиссёром как фрагмент будущей эпопеи, отличалась яркостью изобразительного решения, использованием образцов национального фольклора. В 1940 Шенгелая создал фильм «Родина» (сценарий Шенгелая и Г. Д. Мдивани) о советских пограничниках, в 1941 снял новеллу «В Чёрных горах» о героической борьбе сербских партизан с фашистскими захватчиками. Последний фильм Шенгелая «Он ещё вернётся» (1943, закончен Д. Д. Антадзе), в нём показан высокий патриотизм советского народа в дни Великой Отечественной войны.
Сочинения:
Заключительное слово, «Кино», 1933, № 3, 16 января;
Работать дружно, «Литературная газета», 1935, 15 января;
Родина, «Советский киноэкран», 1939, № 11.Литература:
Вельтман С., Н Шенгелая, [М.], 1939;
Церетели К., Юность экрана, Тб., 1965;
её же, Н. Шенгелая, [М., 1968];
Табукашвили О., Неподнятая целина, в книге: Из истории кино, [в. 7], М., 1968;
Шкловский В., Слово о Шенгелая, «СЭ», 1973, № 19;
Живое наследие, «ИК», 1984, № 1.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.