- ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович
Шкло́вский Виктор Борисович (24.1.18936.12.1984), советский писатель, литературовед, кинодраматург, киновед. В 191214 учился в Петербургском университете. Печатался по вопросам кино с 1923. Участник Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗа). Значительное место в становлении кинодраматургии 20-х гг. занимали сценарии Шкловского «По закону» (по рассказу Дж. Лондона «Неожиданное», 1926) и «Третья Мещанская» (1927, с А. М. Роомом). Не лишённым противоречий, но в целом оправданным экспериментом был сценарий Шкловского «Минин и Пожарский» (1939). Шкловский открыл новые драматургические способы анализа характеров в их связях с конкретно-исторической средой, значительно обогатив поэтику кино 2030-х гг.
Киноведческие интересы Шкловского весьма широки и разнообразны. Основные направления его исследований специфика киноискусства, место кино в системе искусств и культуры, теория сценария, проблемы экранизации. Шкловский одним из первых начал исследование творчества А. П. Довженко, В. И. Пудовкина, Ч. Чаплина, Д. Вертова, Л. В. Кулешова, Э. И. Шуб, Г. М. Козинцева, Л. З. Трауберга. Много внимания он уделял также зарубежному кинематографу. Шкловский внёс значительный вклад в разработку теории монтажа. Исследуя складывавшуюся в 20-е гг. образную систему киноискусства, он сопоставил её с поэтикой литературы и театра и сделал ряд важных выводов о специфике киновыразительности, структуре экранного образа и природе кинематографического мышления. Проделанный Шкловским анализ кадра на семантическом и монтажа на синтаксических уровнях был плодотворной попыткой применить структурную методологию, вырабатываемую ОПОЯЗом, в изучении поэтики кино. Шкловский впервые ввёл в теорию кино понятия «поэзия» и «проза» для обозначения двух основных форм монтажного мышления («Поэзия и проза в кинематографе», в кн.: «Поэтика кино», 1927).
В 3040-е гг. Шкловский занимался проблемами киносценария и экранизации («Об историческом сценарии», в книге: «Советская история, фильм», 1939), участвовал в дискуссиях о формализме и социалистическом реализме, часто выступал с рецензиями. В 5070-х гг. Шкловский опубликовал ряд важных работ по теории кино, в которых рассматривались проблемы кинодраматургии, кинорежиссуры, монтажа, актёрского мастерства и др. Осмысливая кинематографический опыт нового времени, Шкловский раскрывал его внутренние связи с новаторскими исканиями советского кино 2030-х гг. Много внимания Шкловский продолжал уделять вопросам экранизации литературной классики, анализируя фильмы по произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Сервантеса. Шкловский в числе первых исследователей обратился к анализу феномена телевидения в системе зрелищных искусств. Он участвовал в создании документальных телефильмов «Жили-были» (1977), «Слово о Толстом» (1978) как автор сценариев и ведущий. Начиная с 20-х гг. Шкловский постоянно занимался изучением творчества С. М. Эйзенштейна («Эйзенштейн», в кн.: «Броненосец Потёмкин», 1926; «Эйзенштейн», 1978, 2-е изд., Государственная премия СССР, 1979).
Шкловский по праву считается одним из основоположников и крупнейших представителей советского киноведения, его работы оказали и оказывают значительное влияние на мировую киномысль. Важнейшие труды Шкловского переведены на иностранные языки.
Другие сценарии:
1926 «Бухта смерти», «Крылья холопа» (с К. Шильдкретом, Ю. В. Таричем), «Предатель» (по рассказу Л. В. Никулина «Матросская тишина», с Никулиным); 1927 «Евреи на земле» (документальный фильм); 1928 «Ухабы» (с Роомом), «Два броневика» (с С. А. Тимошенко), «Иван да Марья» (с Б. Альтшулером и В. Широковым), «Дом на Трубной» (с Б. Зорнчем, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Н. Р. Эрдманом), «Казаки» (по Толстому, с В. Г. Барским), «Капитанская дочка» (по Пушкину), «Ледяной дом» (по И. И. Лажечникову, с Г. Э. Гребнером и О. Л. Леонидовым), «Овод» (по Э. Войнич, с К. А. Марджановым); 1929 «Последний аттракцион» (по М. С. Шагинян); 1930 «Американка» (с Г. Д. Мдивани и Г. Стуруа); 1931 «Очень просто» (с Мдивани); 1932 «Мёртвый дом» (по роману Достоевского «Записки из мёртвого дома», с В. Фёдоровым); 1933 «Горизонт» (с Г. Н. Мунблитом и Кулешовым); 1937 «Три медведя» (мультфильм); 1948 «Алишер Навои» (с А. В. Спешневым, И. Султановым и С. Уйгуном), «Далёкая невеста» (с Е. М. Помещиковым и Н. В. Рожковым); 1953 «Чук и Гек» (по А. П. Гайдару); 1956 «Дохунда» (по С. Айни); 1961 «Казаки» (по Толстому); 1963 «Три толстяка» (по Ю. К. Олеше, мультфильм); 1971 «Баллада о Беринге и его друзьях» (с И. Осиповым при участии Ю. А. Швырёва).Либретто, темы, тексты, диалоги, дикторские тексты:
1927 «Счастливые черепки», «Проститутка»; 1929 «Молодость побеждает»; 1932 «Золотые руки»; 1933 «Жить»; 1943 «Трофеи великих битв» (документальный).Сочинения:
Литература и кинематограф, Берлин, 1923;
Третья фабрика, М., 1926;
Моталка, М.Л., 1927;
Их настоящее, М.Л., 1927;
Гамбургский счет, Л., 1928;
Поденщина, Л., [1930];
Как писать сценарии, М.Л., 1931;
За сорок лет, [М., 1965]; Избранное, т. 12, М., 1983.Литература:
Соколов И., В. Шкловский, «ИК», 1940, № 4;
...И все-таки кино!, там же, 1963, № 5;
Левин Е., В.Шкловский кинотеоретик, там же, 1970, № 7;
Ваисфельд И., Ученый, критик, драматург, там же, 1973, № 1;
Добин Е., В. Шкловский аналитик сюжета, в его книге: Сюжет и действительность, Л., 1981;
Масловский Г., История одной теории, «ИК», 1983, № 2.
Е. С. Левин.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.