ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович

ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович

Шкло́вский Виктор Борисович (24.1.1893—6.12.1984), советский писатель, литературовед, кинодраматург, киновед. В 1912—14 учился в Петербургском университете. Печатался по вопросам кино с 1923. Участник Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗа). Значительное место в становлении кинодраматургии 20-х гг. занимали сценарии Шкловского «По закону» (по рассказу Дж. Лондона «Неожиданное», 1926) и «Третья Мещанская» (1927, с А. М. Роомом). Не лишённым противоречий, но в целом оправданным экспериментом был сценарий Шкловского «Минин и Пожарский» (1939). Шкловский открыл новые драматургические способы анализа характеров в их связях с конкретно-исторической средой, значительно обогатив поэтику кино 20—30-х гг.

Киноведческие интересы Шкловского весьма широки и разнообразны. Основные направления его исследований — специфика киноискусства, место кино в системе искусств и культуры, теория сценария, проблемы экранизации. Шкловский одним из первых начал исследование творчества А. П. Довженко, В. И. Пудовкина, Ч. Чаплина, Д. Вертова, Л. В. Кулешова, Э. И. Шуб, Г. М. Козинцева, Л. З. Трауберга. Много внимания он уделял также зарубежному кинематографу. Шкловский внёс значительный вклад в разработку теории монтажа. Исследуя складывавшуюся в 20-е гг. образную систему киноискусства, он сопоставил её с поэтикой литературы и театра и сделал ряд важных выводов о специфике киновыразительности, структуре экранного образа и природе кинематографического мышления. Проделанный Шкловским анализ кадра на семантическом и монтажа на синтаксических уровнях был плодотворной попыткой применить структурную методологию, вырабатываемую ОПОЯЗом, в изучении поэтики кино. Шкловский впервые ввёл в теорию кино понятия «поэзия» и «проза» для обозначения двух основных форм монтажного мышления («Поэзия и проза в кинематографе», в кн.: «Поэтика кино», 1927).

В 30—40-е гг. Шкловский занимался проблемами киносценария и экранизации («Об историческом сценарии», в книге: «Советская история, фильм», 1939), участвовал в дискуссиях о формализме и социалистическом реализме, часто выступал с рецензиями. В 50—70-х гг. Шкловский опубликовал ряд важных работ по теории кино, в которых рассматривались проблемы кинодраматургии, кинорежиссуры, монтажа, актёрского мастерства и др. Осмысливая кинематографический опыт нового времени, Шкловский раскрывал его внутренние связи с новаторскими исканиями советского кино 20—30-х гг. Много внимания Шкловский продолжал уделять вопросам экранизации литературной классики, анализируя фильмы по произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Сервантеса. Шкловский в числе первых исследователей обратился к анализу феномена телевидения в системе зрелищных искусств. Он участвовал в создании документальных телефильмов «Жили-были» (1977), «Слово о Толстом» (1978) как автор сценариев и ведущий. Начиная с 20-х гг. Шкловский постоянно занимался изучением творчества С. М. Эйзенштейна («Эйзенштейн», в кн.: «Броненосец “Потёмкин”», 1926; «Эйзенштейн», 1978, 2-е изд., Государственная премия СССР, 1979).

Шкловский по праву считается одним из основоположников и крупнейших представителей советского киноведения, его работы оказали и оказывают значительное влияние на мировую киномысль. Важнейшие труды Шкловского переведены на иностранные языки.

Другие сценарии:
1926 — «Бухта смерти», «Крылья холопа» (с К. Шильдкретом, Ю. В. Таричем), «Предатель» (по рассказу Л. В. Никулина «Матросская тишина», с Никулиным); 1927 — «Евреи на земле» (документальный фильм); 1928 — «Ухабы» (с Роомом), «Два броневика» (с С. А. Тимошенко), «Иван да Марья» (с Б. Альтшулером и В. Широковым), «Дом на Трубной» (с Б. Зорнчем, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Н. Р. Эрдманом), «Казаки» (по Толстому, с В. Г. Барским), «Капитанская дочка» (по Пушкину), «Ледяной дом» (по И. И. Лажечникову, с Г. Э. Гребнером и О. Л. Леонидовым), «Овод» (по Э. Войнич, с К. А. Марджановым); 1929 — «Последний аттракцион» (по М. С. Шагинян); 1930 — «Американка» (с Г. Д. Мдивани и Г. Стуруа); 1931 — «Очень просто» (с Мдивани); 1932 — «Мёртвый дом» (по роману Достоевского «Записки из мёртвого дома», с В. Фёдоровым); 1933 — «Горизонт» (с Г. Н. Мунблитом и Кулешовым); 1937 — «Три медведя» (мультфильм); 1948 — «Алишер Навои» (с А. В. Спешневым, И. Султановым и С. Уйгуном), «Далёкая невеста» (с Е. М. Помещиковым и Н. В. Рожковым); 1953 — «Чук и Гек» (по А. П. Гайдару); 1956 — «Дохунда» (по С. Айни); 1961 — «Казаки» (по Толстому); 1963 — «Три толстяка» (по Ю. К. Олеше, мультфильм); 1971 — «Баллада о Беринге и его друзьях» (с И. Осиповым при участии Ю. А. Швырёва).

Либретто, темы, тексты, диалоги, дикторские тексты:
1927 — «Счастливые черепки», «Проститутка»; 1929 — «Молодость побеждает»; 1932 — «Золотые руки»; 1933 — «Жить»; 1943 — «Трофеи великих битв» (документальный).

Сочинения:
Литература и кинематограф, Берлин, 1923;
Третья фабрика, М., 1926;
Моталка, М.—Л., 1927;
Их настоящее, М.—Л., 1927;
Гамбургский счет, Л., 1928;
Поденщина, Л., [1930];
Как писать сценарии, М.—Л., 1931;
За сорок лет, [М., 1965]; Избранное, т. 1—2, М., 1983.

Литература:
Соколов И., В. Шкловский, «ИК», 1940, № 4;
...И все-таки — кино!, там же, 1963, № 5;
Левин Е., В.Шкловский — кинотеоретик, там же, 1970, № 7;
Ваисфельд И., Ученый, критик, драматург, там же, 1973, № 1;
Добин Е., В. Шкловский — аналитик сюжета, в его книге: Сюжет и действительность, Л., 1981;
Масловский Г., История одной теории, «ИК», 1983, № 2.
Е. С. Левин.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович" в других словарях:

  • Шкловский, Виктор Борисович — Виктор Борисович Шкловский. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893 1984), русский писатель, литературовед. Член ОПОЯЗа. Автобиографическая проза: книги ”Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза”, “Сентиментальное путешествие” (обе 1923). Книги о… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шкловский Виктор Борисович — [р. 12(24).1.1893, Петербург], русский советский писатель, литературовед, критик. Родился в семье учителя. Учился на филологическом факультете Петербургского университета. Выступил в печати с литературоведческими работами в 1914. Был близок к… …   Большая советская энциклопедия

  • ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович — (1893 1984) русский писатель, литературовед. Член ОПОЯЗа. Автобиографическая проза: книги Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза (1923), Гамбургский счет (1928) и др. Книги о Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, В. В. Маяковском; историко… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович — (25.01.1893, Петербург 06.12.1984), писатель, теоретик литературы. Лауреат Государственной премии СССР (1979 за книгу «Эйзенштейн»). Окончил три курса филологического факультета Петербургского университета. В истории русской советской культуры… …   Энциклопедия кино

  • Шкловский, Виктор Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шкловский. Виктор Шкловский Виктор Шкловский Имя при рождении …   Википедия

  • Шкловский, Виктор Борисович — (род. 1893) писатель, литературовед, теоретик и практик советской кинематографии. Был одним из организаторов и теоретиков "Общества по изучению поэтического языка" ОПОЯЗ (1916 19). В 1919 21 Ш. участвовал в Петроградском литературном… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шкловский Виктор Борисович — (1893 1984), русский писатель, литературовед. Член ОПОЯЗа. Автобиографическая проза: книги «Сентиментальное путешествие», «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (обе 1923) и др. Сборник литературно критических статей о современной литературе …   Энциклопедический словарь

  • Шкловский Виктор Борисович — Виктор Шкловский Виктор Шкловский Имя при рождении: Виктор Борисович Шкловский Дата рождения: 12 (24) января 1893 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 5 декабря 1984 Место смерти …   Википедия

  • Шкловский Виктор Борисович — (1893, Петербург — 1984, Москва), писатель, литературовед, критик. Сын учителя. Учился в Петербургском университете на филологическом факультете. С начала 20 х гг. в Москве. Был близок к футуристам — В. Хлебникову, А.Е. Кручёных, , с… …   Москва (энциклопедия)

  • Шкловский, Виктор Борисович — (1893 1984)     основатель ОПОЯЗа, формалист во взглядах на преподавание литературы.    (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX начале XXI века. М., 2005. С. 21, 24 25)    См. также ОПОЯЗ    Ч426.21г(2Р) …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»