Экспрессионизм

Экспрессионизм

экспрессиони́зм (от лат. expressio — выражение, выявление), художественное направление в западном искусстве. Экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в немецком кино в 1915—25. Появление экспрессионизма связано с обострением социальных противоречий в Германии после 1-й мировой войны, неприятием демократической интеллигенцией буржуазного мира. Протестуя против войны, против засилья «вещей» и подавления личности бездушными социальными механизмами, мастера экспрессионизма совмещали в своих произведениях выражение протеста с чувством мистического ужаса перед хаосом бытия. Принцип субъективной интерпретации действительности, лёгший в основу экспрессионизма, обусловил тяготение к иррациональности, обострённой эмоциональности, преобладанию лирического или гротескно-фантастического начала. В центре кинопроизведений экспрессионизма — герой-одиночка, воплощение абсолютного вечного «я», вступающий в безнадёжную борьбу с косным «вещным миром». Экспрессионизм отвергал принцип отражения искусством действительности, объявляя её лишь проекцией «внутреннего видения» человека. В результате творческие искания экспрессионизма, устремлённые к обострённому самовыражению, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. В экспрессионистских фильмах мир представал фантастически деформированным, лишённым естественных очертаний. Натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. В деформации предмета виделся способ усиления выразительности, выявления его «внутренней сущности». Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения которых применялись многократные экспозиции, наплывы. Актёры, не ставя перед собой задачи достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, приближая создаваемые образы к маске. Герои многих фильмов — зловещие мистические существа: искусственный человек Гомункулус («Гомункулус», режиссёр Р. Райнерт), легендарное чудовище Голем («Голем, и как он пришёл в мир», режиссёры П. Вегенер, X. Гален, и «Голем, как он пришёл в мир», режиссёры Вегенер, К. Безе), вампир Носферату («Носферату, симфония ужаса», режиссёр Ф. В. Мурнау), убийца-сомнамбула Чезаре и его хозяин, таинственный доктор Калигари («Кабинет доктора Калигари», режиссёр Р. Вине). Высокая пластическая культура лучших экспрессионистских фильмов, мастерство создания кинематографического пространства при помощи света и тени оказали влияние на развитие изобразительных средств киноискусства.

Литература:
Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей, М., 1966.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Экспрессионизм" в других словарях:

  • Экспрессионизм —         (от лат. expressio выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 20 х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914 18 и… …   Художественная энциклопедия

  • Экспрессионизм —     ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. слово expression выражение, латинское expressio выразительность, осмысленность) стремление современного художника выразить судорожность нашей бурной эпохи, с ее преувеличенностью чувства, с ее эксцентричностью, с ее… …   Словарь литературных терминов

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в австро немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности,… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — [фр. expressionnisme < expression выражение, выразительность] направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в., для которого характерны броскость выразительных средств, гротескность образов (как протест против натурализма… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Экспрессионизм — Экспрессионизм. М. Бекман. Ночь . 1918 19. Галерея Г. Франке. Мюнхен. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от латинского expressio выражение), направление в литературе и искусстве 1 й четверти 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в литературе и искусстве 1 й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к экспрессии , обостренному… …   Большой Энциклопедический словарь

  • экспрессионизм — а, м. expressionnisme m. 1. Направление в буржуазном искусстве и литературе первой четв. 20 века, деятели которого считали своей основной задачей выражение внутреннего мира художника, его субъективных творческих переживаний. БАС 1. 2. устар. То… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • экспрессионизм — экспрессионизм. Произносится [экспрэссионизм] и [экспрессионизм] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от латинского expressio выражение), направление в литературе и искусстве 1 й четверти 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Стремление к экспрессии ,… …   Современная энциклопедия

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — [рэ], экспрессионизма, мн. нет, муж. (см. экспрессия) (иск.). Направление в зап. европейском искусстве 20 века, противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее внешний мир лишь как средство выражения субъективных состояний человека.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — ЭКСПРЕССИОНИЗМ, а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»