- Экспрессионизм
экспрессиони́зм (от лат. expressio выражение, выявление), художественное направление в западном искусстве. Экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в немецком кино в 191525. Появление экспрессионизма связано с обострением социальных противоречий в Германии после 1-й мировой войны, неприятием демократической интеллигенцией буржуазного мира. Протестуя против войны, против засилья «вещей» и подавления личности бездушными социальными механизмами, мастера экспрессионизма совмещали в своих произведениях выражение протеста с чувством мистического ужаса перед хаосом бытия. Принцип субъективной интерпретации действительности, лёгший в основу экспрессионизма, обусловил тяготение к иррациональности, обострённой эмоциональности, преобладанию лирического или гротескно-фантастического начала. В центре кинопроизведений экспрессионизма герой-одиночка, воплощение абсолютного вечного «я», вступающий в безнадёжную борьбу с косным «вещным миром». Экспрессионизм отвергал принцип отражения искусством действительности, объявляя её лишь проекцией «внутреннего видения» человека. В результате творческие искания экспрессионизма, устремлённые к обострённому самовыражению, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. В экспрессионистских фильмах мир представал фантастически деформированным, лишённым естественных очертаний. Натура заменялась декорациями, использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. В деформации предмета виделся способ усиления выразительности, выявления его «внутренней сущности». Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения которых применялись многократные экспозиции, наплывы. Актёры, не ставя перед собой задачи достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, приближая создаваемые образы к маске. Герои многих фильмов зловещие мистические существа: искусственный человек Гомункулус («Гомункулус», режиссёр Р. Райнерт), легендарное чудовище Голем («Голем, и как он пришёл в мир», режиссёры П. Вегенер, X. Гален, и «Голем, как он пришёл в мир», режиссёры Вегенер, К. Безе), вампир Носферату («Носферату, симфония ужаса», режиссёр Ф. В. Мурнау), убийца-сомнамбула Чезаре и его хозяин, таинственный доктор Калигари («Кабинет доктора Калигари», режиссёр Р. Вине). Высокая пластическая культура лучших экспрессионистских фильмов, мастерство создания кинематографического пространства при помощи света и тени оказали влияние на развитие изобразительных средств киноискусства.
Литература:
Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей, М., 1966.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.