- ЭРМЛЕР Фридрих Маркович
Э́рмлер Фридрих Маркович (13.5.189812.7.1967), советский режиссёр. Народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1919. В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, в органах ЧК. В 192324 учился на актёрском отделении Ленинградского института экранного искусства. Работал в сценарном отделе Ленинградской кинофабрики «Севзапкино». В 1924 организовал Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ), где поставил эксцентричную комедию «Скарлатина». В 1926 с Э. Иогансоном поставил фильм «Катька Бумажный Ранет». Внутренняя тема фильма возрождение человечности стала главной в немых фильмах Эрмлера. О сложных изменениях духовного мира русского интеллигента (исполнитель актёр Ф. М. Никитин) под влиянием революционных событий рассказывал фильм «Дом в сугробах» (1928). Бурные дискуссии в комсомольской среде вызвала картина «Парижский сапожник» (1928), обличавшая пережитки мещанства в молодёжном быту. Наиболее значительная работа Эрмлера в 20-е гг. «Обломок империи» (1929) о революции, расколовшей мир надвое. Чтобы передать своеобразие двух эпох до и после Октября, был использован приём художественного отстранения: процесс восстановления памяти у солдата, контуженного в 1-ю мировую войну. Он переносился из прошлого в настоящее, и его глазами зритель видел всё то новое, что принесла с собой революция. В 192931 Эрмлер учился в Киноакадемии. В 1932 (с С. И. Юткевичем) участвовал в создании одного из первых звуковых фильмов «Встречный», в котором режиссёрам удалось запечатлеть современность в органичном единстве человеческих характеров, производственной среды, рабочего быта и поэзии созидания.
Тема Коммунистической партии занимала важнейшее место в творчестве Эрмлера. В 30-е гг. он поставил фильм «Крестьяне» (1935, грамота международного кинофестиваля в Москве), посвященный борьбе коммуниста, начальника политотдела (актёр Н. М. Боголюбов), против классового врага кулачества, за утверждение колхозного строя. Значительности художественного масштаба в решении темы Коммунистической партии Эрмлер и актёр Боголюбов достигли в работе над образом Шахова в историко-революционном фильме «Великий гражданин» (193839, Государственная премия СССР, 1941), посвящённом памяти С. М. Кирова. Фильм не был свободен от некоторых ошибочных представлений, но гражданский темперамент, новаторство режиссуры, великолепный актёрский ансамбль выдвинули эту работу в число крупных достижений советского кино 30-х гг. В годы Великой Отечественной войны Эрмлер поставил глубоко драматическое произведение, посвящённое партизанскому движению, фильм «Она защищает Родину» (1943, Государственная премия СССР, 1946), в центре которого был образ народной героини Прасковьи Лукьяновны (актриса П. Марецкая). На материале событий Сталинградской битвы строился фильм «Великий перелом» (1946, Государственная премия СССР, Большая национальная премия международного кинофестиваля в Канне). Советской интеллигенции посвящён первый цветной фильм Эрмлера «Неоконченная повесть» (1955). Особое место в творчестве Эрмлера занимает историко-документальный фильм «Перед судом истории» (1965), построенный как развёрнутое интервью бывшего белоэмигранта В. Шульгина, вынужденного признать полный крах своих идей. Эрмлер соавтор ряда сценариев своих фильмов.
Другие фильмы:
«Дети бури» (1926, с Иогансоном), «Осень» (1940, с И. Менакером), «Великая сила» (1950, Государственная премия СССР, 1951), «Разбитые мечты» (1953, вышел в 1962 под названием «Званый ужин»), «День первый» (1958), документальный телефильм «Из Нью-Йорка в Ясную Поляну» (1962).Сочинения:
[Как я стал режиссером], в сборнике: Как я стал режиссером, М., 1946;
День рождения, «ИК», 1957, № 10;
Документы, статьи, воспоминания, Л., 1974.Литература:
Великий гражданин. Сб., Л., 1940; Эйзенштейн С., Три режиссера. Художник-большевик, «ИК», 1941, № 5;
Коварский Н., Ф. Эрмлер, [М.], 1941;
Самойлов А., Ф. Эрмлер, Л., 1970;
Из истории Ленфильма, в. 4, Л., 1975.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.