- ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович
Ютке́вич Сергей Иосифович (28.12.190423.4.1985), советский режиссёр, художник, теоретик кино. Народный артист СССР (1962). Герой Социалистического Труда (1974). Доктор искусствоведения (1941). Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961). Член КПСС с 1939. В 192123 учился в ГВЫРМе (руководитель Вс. Э. Мейерхольд) и Вхутемасе. Работал художником театральной мастерской Н. М. Фореггера («Мастфор»), где с С. М. Эйзенштейном оформил ряд спектаклей. Затем был режиссёром и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза». В 1922 с Г. М. Козинцевым, Л. 3. Траубергом и Г. К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», который стал теоретической платформой Фабрики эксцентричного актёра (ФЭКС). В кино с 1924. Первая картина Юткевича «Даёшь радио!» (сценаристы и режиссёры Юткевич и С. Грюнберг) эксцентричная комедия из жизни московских беспризорников. В 1928 поставил фильмы «Кружева» (о комсомольцах кружевной фабрики), в 1929 фильм «Чёрный парус» о борьбе рыбацкого кооператива с частниками. В историко-революционных фильмах «Златые горы» (1931) Юткевич обратился к кинематографу характеров. На фоне истории завода «Красный путиловец» фильм показывал превращение крестьянина Петра (актёр Б. Д. Пославский) в революционного рабочего. В этой картине, начатой в немом, а законченной в звуковом варианте (композитор Д. Д. Шостакович), режиссёр впервые применил на практике принцип контрапункта звука и изображения. В 1932 Юткевич сФ. М. Эрмлером сделал фильм «Встречный». Новый для кинематографа материал (будни заводской жизни), конфликты, рождённые эпохой пятилеток, были поддержаны опытом бытовой драматургии. Подробно зафиксированный быт, а главное сложные и противоречивые характеры (старый рабочий Бабченко, секретарь парткома Василий) обозначили новый этап советского кино, знаменующий преодоление разрыва между фильмами новаторскими и «репертуарными». В 1934 Юткевич снял документальный фильм «Анкара сердце Турции», в котором пытался организовать документальный материал своеобразным сюжетом. (Этот принцип, освоенный современным кинематографом, был разработан затем Юткевичем в документальном фильме «Освобождённая Франция», 1944.) В 1937 режиссёр поставил фильм «Шахтёры». В фильме «Яков Свердлов» (1940, Государственная премия СССР, 1941) Юткевич формулировал новый принцип создания исторического характера. В годы Великой Отечественной войны снял «Боевой киносборник № 7» (1941), героем которого стал Швейк, и фильм «Новые похождения Швейка» (1943).
Ведущая тема, к которой Юткевич обращается на протяжении всего пути, создание образа В. И. Ленина. Впервые Юткевич обратился к этой теме в фильме «Человек с ружьём» (1938, Государственная премия СССР, 1941). Роль Ленина, исполненная М. М. Штраухом, сочетала реальные черты с легендарной обобщённой характеристикой. Следующий фильм Ленинианы «Рассказы о Ленине» (1958) состоял из двух новелл: «Подвиг солдата Мухина» и «Последняя осень», в которой Ленин показан не только как вождь, но и как человек; в то же время фильм знаменовал раскрепощение эстетики, его «фотогения» передавала единство героя и природы. В фильме «Ленин в Польше» (1966, премия Всесоюзного кинофестиваля, премия международного кинофестиваля в Канне; Государственная премия СССР, 1967, с ПНР) Юткевич раскрыл глубину философских предвидений Ленина в момент начала 1-й мировой войны оригинальным приёмом внутреннего монолога. В содружестве со сценаристом Е. И. Габриловичем и артистом Штраухом он создал сложный и волнующий образ вождя, мыслителя и человека. В фильме «Ленин в Париже» (1981, Государственная премия СССР, 1983), рассказывающем о школе в Лонжюмо, Юткевич продолжил поиски, смело сталкивая прошлое с современностью, сюжет с политическим диспутом. В 1982 режиссёр получил специальную премию Всесоюзного кинофестиваля за воплощение ленинской темы.
В 50-е гг. Юткевич поставил ряд фильмов, показавших широту его творческих интересов, цветные историко-биографические фильмы «Пржевальский» (1952) и «Великий воин Албании Скандербег» (1954, премия международного кинофестиваля в Канне), экранизировал трагедию У. Шекспира «Отелло» (1956, премия международного кинофестиваля в Канне).
В эти же годы Юткевич осуществил постановки ряда спектаклей в московском и ленинградском театрах, был художником и режиссёром пьес В. В. Маяковского в Московском театре сатиры: «Баня» (1953, с Н. В. Петровым и В. Н. Плучеком), «Клоп» (1955, с Плучеком). К творчеству Маяковского Юткевич обратился и в кино. Как режиссёр и сценарист (с А. Г. Карановичем) в 1962 поставил мультипликационный фильм «Баня», последовательно применяя разработанный им метод киноколлажа, в котором были органично соединены актёры, документальные кадры, куклы и рисованная мультипликация. В фильме «Маяковский смеётся» (1976) режиссёр продолжил эксперимент, усложнив структуру введением в фильм рассказчика. В 1970 поставил фильмы «Сюжет для небольшого рассказа» (с Францией), который охватывал период жизни А. П. Чехова, связанный с созданием «Чайки». Восстановил фильм Эйзенштейна «Бежин луг» (с Н. И. Клейманом, 1967) и фильм «Барышня и хулиган» (с участием Маяковского) для телевидения (1968). В 196065 руководил Студенческим театром МГУ. В 1982 поставил в Московском музыкальном камерном театре «Балаганчик» и «Незнакомку» А. А. Блока. С 1929 занимался педагогической деятельностью во ВГИКе (с 1940 профессор). Главный редактор энциклопедического «Кинословаря» (т. 12, 196670) и настоящего издания. Автор ряда книг и статей, посвященных современным проблемам театра и кино. Многие работы Юткевича переведены на иностранные языки. В 1982 на международном кинофестивале в Венеции получил Юбилейную премию за вклад в киноискусство.
Другие фильмы:
«Как будет голосовать избиратель» (1937), «Здравствуй, Москва» (1946), «Молодость нашей страны» (1946, премия международного кинофестиваля в Канне; Государственная премия СССР, 1947, документальный), «О самом человечном» (1967, документальный).Сочинения:
[Как я стал режиссером], в сборнике: Как я стал режиссером, М., 1946;
Человек на экране, М., 1947;
В театрах и кино свободного Китая, М., 1953;
Искусство народной Албании, М., 1958;
Контрапункт режиссера, М., 1960;
О киноискусстве, М., 1962;
Доктор Дапертутто, или Сорок лет спустя, в сборнике: Встречи с Мейерхольдом, М., 1967;
Разгадка поэзией, [М., 1968];
Франция кадр за кадром, М., 1970;
Шекспир и кино, М., 1973;
Кино это правда. 24 кадра в секунду, М., 1974;
Модели политического кино, М., 1978.Литература:
Михайлов А., Игровая фильма, в книге: Ежегодник литературы и искусства, М., 1929;
Фреилих С., Эстетические взгляды кинорежиссера, в его сборнике: О киноискусстве, М., 1962;
Любашевский Л. [Д. Дэль], Рассказы о театре и кино, [Л.М., 1964];
Молдавский Д., С Маяковским в театре и кино. Книга о С. Юткевиче, М., 1975;
Долинский М., Связь времен, М., 1976;
Twórczość Sergiusza Jutkiewicza, Warsz., 1957;
Herlinghaus H., Sergei Jutkewitsch, Weg und Werk, в книге: Jutkewitsch S., Kontrapunkt der Regie, В., 1965;
Delahaye M., Découvrir Serge Youtkevitch, «Education et cinéma», 1959, № 18;
Turowskaja M., Chanjutin J., Sergei Jutkewitsch, В., 1968;
Schnitzer L., Youtkevitch ou la permanence de 1avant-garde, P., [1976].Ю. М. Ханютин, М. И. Туровская.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.