Японская кинематография

Японская кинематография
«Живой труп».

«Живой труп».
Режиссёр Э. Танака.
1918.

япо́нская кинематогра́фия. В 1896 в Японию был завезён кинетоскоп Эдисона, в 1897—синематограф братьев Люмьер и вайтаскоп Эдисона. В 1899 созданы первые национальные видовые и игровые фильмы, зафиксированы на плёнку спектакли театра кабуки. Снятые в 1900 в Китае события Ихэтуаньского восстания (1899—1901) положили начало хроникально-документальному кино. В 1903 появился первый стационарный кинотеатр в Токио, в 1907 — в Осака. В 1908 в Токио построена первая киностудия, затем — в Киото. Производство «кацудо сясин» («движущихся фотографий») сосредоточилось в этих двух центрах. Игровое кино развивалось в двух направлениях: «гэндайгэки» — фильмы о современности (центр производства в Токио) и «дзидайгэки» — фильмы, построенные на материале истории и фольклора (центр в Киото). Становление Японской кинематографии проходило под сильным влиянием традиционного театра. Актёры играли в театральной манере, женские роли исполняли мужчины («оннагата»). Ленты снимались с одной точки, действие сопровождалось пояснениями комментаторов — «бэнси». В 1910-х гг. в фильмах режиссёра Сёдзо Макино появилась первая «звезда» Японской кинематографии — Мацуноскэ Оноэ. В 1909 стал выходить первый журнал по вопросам кино — «Кацудосясинкай» (с 1913 название «Кинэма рэкодо», с 1919 — «Кинэма дзюмпо»). В 1912 все мелкие компании объединились в «Нихон кацудосясин кабусики кайся» («Никкацу»).

Во второй половине 10-х гг. в Японской кинематографии начался отход от театральной традиции, активизировались поиски средств кинематографической выразительности. Становление собственно киноискусства связано с деятельностью первого теоретика кино Норимаса Каэрияма, режиссёра Эйдзо Танака, реформатора театра Каору Осанаи. В 1918 Каэрияма организовал Ассоциацию киноискусства, которая положила начало движению за «чистую кинодраму». Каэрияма настаивал на применении титров, на реалистической манере исполнения, широком привлечении актрис, изменении методов съёмки и пытался реализовать это в своих картинах. Он же ввёл новый термин «эйга» («кино»). Режиссёр Танака в фильме «Живой труп» (по Л. Н. Толстому, 1918), «Галантерейная лавка Кёя» (1922) стремился отразить реальную жизнь, а в фильме «Танец смерти» (1923) впервые в японском кино в женских ролях снял актрис. В ленте «Клуб любителей» (1920), созданной режиссёром Кисабуро (Томас) Курихара и писателем Дзюнъитиро Танидзаки, отразился дух американской «комической». В 1920 была основана компания «Сётику», при которой Осанаи в 1921 организовал Исследовательский киноинститут. В нём начали свою деятельность многие крупные японские режиссёры — Генри Котани, Кёхико Усихара, Дайскэ Ито, Ясудзиро Симадзу. В фильме «Призраки на дороге» (1921, режиссёр Минору Мурата), созданном в институте, была применена новая техника монтажа, а структура и выразительность кадров делали излишним комментарий «бэнси».

В 1923 Токио подвергся разрушительному землетрясению, которое нанесло большой ущерб кинопромышленности. Центр Японской кинематографии переместился в Киото. Это способствовало расцвету «дзидайгэки», и в первую очередь «кэнгэки» — динамичного фехтовального фильма, близкого американскому вестерну. «Кэнгэки», критиковавшие феодальные традиции и самурайскую мораль, приобрели широкую популярность («Странствия Тюдзи», режиссёр Ито, «Ребёнок-фехтовальщик», режиссёр Тэйноскэ Кинугаса, — оба 1927, «Улица ронинов. Рассказ первый», режиссёр Масахиро Макино, 1928). В фильмах «кэнгэки» выросли талантливые исполнители, среди которых выделяются Цумасабуро Бандо и Дэндзиро Окоти. Выпуск «гэндайгэки» в 20-х гг. отвечал установкам директора «Сётику» Сиро Кидо, призывавшего к производству лёгких комедий и фильмов о традиционно покорных женщинах («дзёсэй эйга»); в них частично затрагивались социальные противоречия действительности. Эти установки наиболее полно отразились в картинах режиссёра Хэйноскэ Госё («Плутовка», 1927, «Деревенская невеста», 1928), а также Усихара и Симадзу. Реалистический показ жизни мелкой буржуазии отличал работы режиссёра Ясудзиро Одзу. Среди значительных «гэндайгэки» других компаний — «Жена Сэйсаку» (1924) режиссёра Мурата с ярко выраженными антивоенными мотивами, остроумные комедии режиссёра Ютака Абэ «Женщина, коснувшаяся ног» (1926) и «Пять женщин, которые его окружают» (1927). В фильмах режиссёра Кинугаса «Безумная страница» (1926) и «Перекрёсток» (1928) сложный ассоциативный монтаж раскрывал подсознание героев. В 1926 вышли на экран романтические, пронизанные элементами фантастики произведения режиссёра Кэндзи Мидзогути «Весенний шёпот бумажной куклы» и «Безумная страсть учительницы». Во второй половине 20-х гг. усиление классовой борьбы, активизация деятельности рабочих партий и профсоюзов вызвали к жизни движение за пролетарскую культуру. Началось знакомство с теорией и опытом советского кино. В 1929 был основан союз японского пролетарского киноискусства («Прокино»), активными деятелями которого стали Гэндзю Саса, Акира Ивасаки. Деятели «Прокино» сняли хроникальные и рисованные фильмы: «Новости Прокино», «Похороны Ямамото Сэн», «Дети», «Река Сумида», «Асфальтовая дорога», «Одиннадцатый Первомай» и др. Одновременно родилось и направление «кэйко эйга» (тенденциозные фильмы). В них критиковалось социальное устройство страны, обличалась жестокость капиталистического общества. К значительным фильмам этого направления относятся: «Холоп» (1927, режиссёр Ито), «Живая марионетка» (1929, режиссёр Тому Утида), «Симфония города» (1929, режиссёр Мидзогути), «Что заставило её сделать так?» (1930, режиссёр Сигэёси Судзуки), «Перед рассветом» (1931, режиссёр Кинугаса). В связи с фашизацией страны к 1934 репрессии и аресты задушили движение «Прокино», а цензура (введённая ещё в 1925) покончила с производством «кэйко эйга».

Звук был впервые применён в ленте режиссёра Мидзогути «Родина» (1930), а с появлением на экране фильма «Соседка и жена» (1931, режиссёр Госё) окончательно утвердился на экране. Появление звука в кино привело к перестройке всей кинопромышленности. Обострилась конкуренция в сфере кинопроизводства, произошло слияние мелких компаний. В Японской кинематографии по примеру Голливуда возникла система продюсеров. В 1937 была создана компания «Тохо».

В 30-е гг. Япония активно начала готовиться к войне. Значительная часть кинопродукции составляли милитаристские ленты. Но фильмы ведущих японских режиссёров были далеки от военной пропаганды, отличались общей гуманистической направленностью. В фильмах Одзу подробно воспроизводились быт и нравы мелкой городской буржуазии. В своих грустных, лиричных, пронизанных мягким юмором лентах режиссёр рассказывал о взаимоотношениях родителей и детей, о крушении иллюзий, о необходимости взаимопонимания. К теме японской семьи обращались Госё, Симадзу. В их произведениях, как и во многих экранизациях японской литературы, осуществлённых режиссёрами Сиро Тоёда, Микио Нарусэ, Утида, сложился жанр «сёмингэки» — фильмы о простом народе. Сентиментальный и мелодраматичный, он стал излюбленным жанром Японской кинематографии. Произошли изменения и в «дзидайгэки». В фильмах режиссёров Садао Яманака, Мансаку Итами, Хироси Инагаки, Ито этот жанр освободился от помпезности и бутафорской мишуры, на материале истории реально показывалась жизнь народа, критиковалась современная действительность. После немой сатирической комедии «Жизнь Бантакэ» (1933) Яманака поставил звуковые картины «Татуированный с улицы» (1935), «Человеческие чувства и бумажные шары» (1937). В фильмах Итами «Необыкновенный патриот» (1932) и «Аканиси Какита» (1936) героями стали не исключительные личности, а рядовые люди, сильные духом. В 1936 Мидзогути поставил фильмы «Элегия Нанива» и «Гионские сестры». Произведения Мидзогути, творчество которого оказало большое влияние на формирование национального стиля японского киноискусства, свойственны высокая изобразительная культура, точность жизненных наблюдений, достоверность детали. В 30-е гг. сложились основные черты стилистического своеобразия Японской кинематографии: замедленность действия и созерцательность, преобладание плавно смонтированных долгих общих и средних планов. Объектив часто находился на уровне глаз сидящего на полу человека. Лаконизм и простота, свойственные японскому искусству, отразились на композиции кадров. Характерная для искусства Востока тяга к канону привела к кристаллизации кинематографических жанров, повторяемости сюжетов и героев. Игра актёров стала реалистической и психологически достоверной. В эти годы в Японской кинематографии появилась плеяда крупнейших актёров — Исудзу Ямада, Кинуё Танака, Сэцуко Хара, Кадзуо Хасэгава, Син Сабури, Кэн Уэхара, Сэссю Хаякава.

Значительные изменения в Японской кинематографии произошли в связи с приходом к власти японских милитаристов. В 1935 была организована Киноассоциация великой Японии, которая способствовала фашизации Японской кинематографии. Вновь активизировалась цензура. Эскалация войны против Китая (1937) привела к подчинению хроникально-документальных лент целям захватнической политики. Шовинистическая и милитаристская пропаганда проникли и в художественное кино. Все эти тенденции были закреплены в 1939 Законом о кино. Производство художественных фильмов сосредоточилось в компаниях «Сётику», «Тохо», «Дайэй» (основаны 1942). Хроника выпускалась фирмой «Ни-хон эйгася». В 1942 был объединён прокат. К концу войны производство фильмов резко сократилось, около 40% кинотеатров было закрыто.

В годы 2-й мировой войны прогрессивные мастера Японской кинематографии пытались уйти от тем современности в историю. Много ставилось фильмов о театре кабуки. Однако в эти годы было создано несколько значительных картин об окружающей действительности. Среди них: «Пять разведчиков» (1938, режиссёр Томотака Тасака) о беспощадности войны, гуманистический фильм о судьбе рикши «Жизнь Мухомацу» (1943, режиссёр Инагаки), одна из лучших лент о крестьянстве — «Земля» (1939, режиссёр Утида), а также посвященный жизни деревни фильм «Лошадь» (1941, режиссёр Кадзиро Ямамото), включивший много хроникальных кадров. Ряд талантливых картин о детях поставил режиссёр Хироси Симидзу («Четыре времени года детей», 1939, и др.), в которых мир взрослых показан через восприятие детей.

Война дала сильный толчок развитию хроникально-документального кино. Тяга к документу сказалась и в одном из самых постановочных фильмов о войне «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» (1942, режиссёр К. Ямамото). Значительные документальные ленты поставил режиссёр Фумио Камэи («Сражающиеся солдаты», 1940, и др.), вскоре запрещённые властями за антивоенную направленность.

После войны руководство Японской кинематографией перешло к Сектору управления гражданской информации и образования, созданном при штабе американских оккупационных войск. Первым возродилось документальное кино. Фильм «Результаты взрыва атомной бомбы» (1946, режиссёры Ивасаки, Рюити Кано) был конфискован оккупационными властями и возвращён Японии только в конце 60-х гг. В документальной картине «Трагедия Японии» (1946, режиссёр Камэи) раскрывался механизм вовлечения Японии в войну. Прогрессивная режиссура пыталась реализовать новые демократические настроения в лентах «Утро в доме Осонэ» (режиссёр Кэйскэ Киносита), «Я не жалею о своей юности» (режиссёр Акира Куросава) и «Враги народа» (режиссёр Тадаси Имаи) — все 1946, «Война и мир» (1947, режиссёр Сацуо Ямамото, Камэи). В 1946 образовался Всеяпонский профсоюз работников кино и театра. В 1948 на «Тохо» была объявлена забастовка, длившаяся более 6 месяцев. Уволенные со студии прогрессивные кинематографисты организовали производство фильмов вне контроля крупных компаний. Возникшие в начале 50-х гг. небольшие компании заложили основу «независимого» кинопроизводства. Вокруг этих компаний объединились режиссёры С. Ямамото, Имаи, Канэто Синдо, Кодзабуро Ёсимура, Миёдзи Иэки, Камэи, Хидэо Сэкигава, Сотодзи Кимура. Возник и независимый прокат. Фильмы «независимых» сразу нашли своего зрителя. Они привлекали правдой жизни, идейной глубиной, простотой и доходчивостью формы. «Независимые» первыми стали разрабатывать антивоенную тему: «Зона пустоты» (по Хироси Нома, 1952, режиссёр С. Ямамото) о тяжёлой жизни в солдатской казарме, «Дети атомной бомбы» (1952, режиссёр Синдо) и «Хиросима» (1953, режиссёр Сэкигава), впервые рассказавшие о трагедии Хиросимы, «Последние женщины» (1954, режиссёр Киёси Кусуда, в советском прокате «Трагедия острова Сайпан») о кровавых буднях войны. Появились художественные фильмы о рабочем движении, экранизации произведений пролетарских писателей: «Краболов» (по Т. Кобаяси, 1953, режиссёр Со Ямамура), «Улица без солнца» (по С. Токунага, 1954, режиссёр С. Ямамото), «Женщина идёт одна по земле», (1953, режиссёр Камэи). «Независимые» внесли в Японскую кинематографию новую стилистику. Они углублялись в исследование современности, взрывали устойчивый канон «дзидай-гэки» («Буря в горах Хаконэ» по Т. Такакура, 1952, режиссёр С. Ямамото). Возникла кинодраматургия факта, появилось стремление к документализму в изображении жизни, хроникальный материал включался в ткань художественного фильма. Среди «независимых» выделяется творчество режиссёров Имаи, С. Ямамото, Синдо. Имаи под влиянием итальянского неореализма создал свой стиль — «реализм без слез». Его фильмы, отличавшиеся глубиной исследования социальных проблем, ввели в жизнь термин «японский неореализм». Главная тема произведений Имаи — рядовой человек, его повседневные заботы, антивоенные настроения. Революционным темпераментом пронизаны ленты С. Ямамото, творчеству которого свойственны острая полемичность, беспощадность социального обличения, идейная значимость. Синдо наряду с антивоенными ставил фильмы о жизни бедняков, опустившихся людей, часто впадая в натурализм. Значительные произведения «независимых» были созданы во второй половине 50-х гг.: «Сводные братья» (1957, режиссёр Иэки), «Песня тележки» (1959, режиссёр С. Ямамото), философическая поэма «Голый остров» (1960, режиссёр Синдо) — вершина творчества «независимых». В движении «независимых» активно участвовали: сценаристы Ясутаро Яги, Юсаку Ямагата, Ёко Мидзуки; операторы Такэо Ито, Ёсио Миядзима, Дзюнъитиро Накао, Киёми Курода; композиторы Ясуси Акутагава, Икума Дан, Акира Ифукубэ, Хикару Хаяси; актёры Ямада, Нобуко Отова, Кэйко Киси, Дзюкити Уно, Со Ямамура, Рэнтаро Микуни, Эйдзиро Тоно, Тайдзи Тонояма. К началу 60-х гг. деятельность «независимых» прекратилась, не выдержав конкуренции «Большой шестёрки» (так назывались крупнейшие фирмы по производству и прокату — «Сётику», «Никкацу», «Тохо», «Тоэй», «Дайэй», «Синтохо»). В 50-е гг. Японская кинематография вышла на первое место в мире по выпуску фильмов (в 1958 — 504 картины). В эти годы старшее поколение режиссёров продолжало разрабатывать жанр «сёмингэки». В своей строгой реалистической манере ставил фильмы об отношениях между родителями и детьми Одзу («Поздняя весна», 1949, «Токийская повесть», 1953), традиционные связи японской семьи исследовал режиссёр Нарусэ («Еда», 1951, «Мать», 1952, «Плывущее облако», 1955), сочувствием к «маленькому человеку» пронизаны фильмы Госё («Там, откуда видны фабричные трубы», 1953). Режиссёр Тоёда экранизировал лучшие произведения японской литературы («Дикие гуси» по О. Мори, 1953, «Кошка, Сёдзо и две женщины» по Д. Танидзаки, 1956, «Снежный край» по Я. Кавабата, 1957). Наряду с лирическими комедиями («Кармен возвращается на родину», 1951, первый цветной японский фильм) Киносита снял картины «Трагедия Японии» (1953) и «Двенадцать пар глаз» (1954), сурово обличавшие войну. Антивоенная тема возродилась после отмены в 1949 цензуры оккупационных властей (заменена цензурным комитетом «Эйрин») и разрабатывалась наряду с «независимыми» и в крупных компаниях.

Творческим подъёмом отмечено последнее пятилетие жизни Мидзогути. Режиссёр возвратился к своей главной теме — судьбе женщин. Всемирное признание принесли ему фильмы «Женщина Сайкаку» («Жизнь О-Хару, куртизанки», 1952, в советском прокате «Жизнь без счастья»), «Луна в тумане» (по А. Уэда, 1953), «Повесть Тикамацу» и «Управляющий Сансё» (по О. Мори) — оба 1954.

В 50-е гг. «дзидайгэки» вновь вышли на экран, но уже в новом качестве. На том же материале средневековья ставились фильмы, разоблачавшие идеологию самурайства. Плодотворно работали в этом жанре режиссёры Утида, Кинугаса, Инагаки, Ито. Яркая и сильная творческая индивидуальность режиссёра Куросавы, в искусстве которого сочетаются национальные и западноевропейские традиции, окрасила своим талантом послевоенную Японскую кинематографию. Мировую славу принёс режиссёру фильм «Расёмон» (по рассказам Р. Акутагава «В чаще», «Ворота Расёмон», 1950). Экранизируя Ф. М. Достоевского («Идиот», 1951), М. Горького («На дне», 1957), У. Шекспира («Замок паутины» по «Макбету», 1957), Куросава переносил действие в Японию, сохраняя дух и глубину первоисточников. Гуманистическое решение важнейших вопросов бытия характеризует его фильмы «Пьяный ангел» (1948) и «Жить» (1952). Острые проблемы действительности затронуты им в картинах «Записки живого» (1955), «Чем хуже человек, тем лучше он спит» (1960, в советском прокате «Злые остаются живыми»). Реалистически трактуя прошлое в фильмах «Семь самураев» (1954), «Телохранитель» (1961), «Красная борода» (по С. Ямамото, 1965), режиссёр внёс свой вклад в развитие «дзидайгэки». С Куросавой работали сценаристы Рюдзо Кикусима, Хидэо Огуни, Синобу Хасимото, Эйдзиро Хисаита, операторы Асакадзу Накаи и Кадзуо Миякава, композиторы Фумио Хаясака и Масару Сато. В его фильмах выдвинулись актёры Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Масаюки Мори, Матико Кё, Ёсико Куга.

Беспощадно осуждая самурайскую мораль, режиссёр Масаки Кобаяси в своих произведениях «Харакири» (1962) и «Восставший» (1967) использовал каноническую форму «кэнгэки». Антивоенную тему обогатили его фильмы «Условия человеческого существования» (6 серий, 1959—61) и «Японская молодёжь» (1968, в советском прокате «Гимн усталому человеку»). С антивоенными лентами выступил и Кон Итикава («Бирманская арфа», 1956; «Полевые огни» по С. Оока, 1959). В фильмах режиссёров старшего поколения впервые зазвучала тема «потерянной» молодёжи. Это были экранизации романов Синтаро Исихара, наиболее ярко выразившего психологию надломленности и равнодушия молодого поколения («Солнечный сезон», 1956, режиссёр Такуми Фурукава, «Комната насилия», 1956, режиссёр Итикава, и др.), получившие название фильмов о «солнечном племени».

Расширившееся ко второй половине 50-х гг. производство фильмов, введение в 1954 системы показа двух фильмов в один сеанс создали условия для прихода в кино нового поколения режиссёров, своим творчеством во многом изменивших лицо японского киноискусства. Режиссёр Ясудзо Масумура в стремительном, напряжённом ритме ставил ленты о циничных молодых бунтарях. После выхода первых произведений работавших на «Сётику» режиссёров Нагиса Осима, Ёсисигэ Ёсида, Масахиро Синода возник термин «новая волна Офуна». В фильмах Осима появился новый герой — озлобленный молодой человек, отрицающий мораль и идеалы старшего поколения. Осима, покинув «Сётику» после конфликта, связанного с запретом его острополитического фильма «Ночь и туман Японии» (1960), основал, как позднее сделали многие режиссёры его поколения, собственную компанию, в которой ставил эссеистские ленты, отличавшиеся усложнённостью формы. Возвратом к ясности отмечены его произведения «Мальчик» (1969), «Церемония» (1971). Ёсида после фильма «Бездельники» (1960) создал сложные, трудные для восприятия, технически изощрённые картины: «История, написанная водой» (1965), «Эрос и убийство» (1969), «Героическое чистилище» (1970). Синода после ряда фильмов о проблемах своего поколения поставил «Покушение на убийство» (1964), экранизировал драму Тикамацу «Самоубийство влюблённых на Острове Небесных сетей» (1969), фильм «Молчание» (1971), в которых воссоздана атмосфера прошлых эпох, удачно сочетаются стилистические особенности традиционного театра с эстетикой кино. Сёхэй Имамура после антиамериканского фильма «Свиньи и броненосцы» (1961) вывел на экран в картинах «Красная жажда убийства» (1964), «Послевоенная история Японии» (1970) непривычные для японского кино образы деятельных и активных женщин; в фильме «Глубокая жажда богов» (1968) он сделал попытку исследовать личность современного японца. Сусуму Хани волнуют мир детской души («Скверные мальчишки», 1960, «Дети, взявшись за руки», 1964, «Миё», 1971), образы современных женщин («Он и она», 1963). Хани выступил и как исследователь-этнограф в лентах «Песнь Бвана Тоси» (1965), «Невеста из Анд» (1966). Своеобразные философские притчи о свободе личности, о смысле жизни ставил Хироси Тэсигахара. В сотрудничестве с писателем Кобо Абэ он снял фильмы «Западни» (1960), «Женщина в песках» (1964), «Чужое лицо» (1966), «Сгоревшая карта» (1968). Кирио Ураяма в своих ясных по форме фильмах, действие которых протекает среди трудового люда, разрабатывал социальную проблематику («Город, где льют чугун», 1962, «Испорченная девчонка», 1963, «Женщина, которую я бросил», 1969). В фильме «Врата молодости» (1975, 1977) режиссёр отразил судьбу своего поколения. Воспитанник «независимых», Кэй Кумаи, придя в кино как автор острых политических фильмов («Японские острова», 1966, «Земная свора», 1970), перешёл к производству мелодрам («Синобу-гава», 1972, и др.). Популярность приобрело творчество режиссёра Ёдзи Ямада, возродившего жанр «сёмингэки». Его работа «Мужчине живётся трудно» (29 серий, 1969—82) пронизана атмосферой и юмором городских окраины, верой в победу добра. Судьбы простых людей предстают в картинах «Семья» (1970), «Родина» (1972, в советском прокате «Когда сжигаются корабли»), «Жёлтый платочек счастья» (1977), «Эхо далёких гор» (1980).

В начале 60-х гг. в Японской кинематографии стали проявляться первые признаки кризиса; его главна причина — развитие телевидения, регулярные передачи которого начались в 1953. Не помогли ни широкий экран, впервые установленный в 1957, ни широкоформатные ленты, демонстрировавшиеся с 1961. Резко сократилось производство картин, закрылись многие кинотеатры, в национальном прокате выросла доля зарубежных фильмов (около 60% импорта — фильмы США). Катастрофически упало число зрителей. Кризис производства привёл к резкому падению художественного уровня фильмов. Наиболее популярным становится жанр «якудза эйга» — фильмы об организованной преступности. Массовым стало производство «пинк эйга» («розовых» фильмов), дешёвых поделок, главными в которых стали эротические эпизоды.

В конце 60-х гг. компании «Большой пятёрки» («Синтохо» обанкротилась в 1961) начали терять ведущее положение в кинопромышленности. Новый толчок получило движение «независимых». Наряду с работами ветеранов («Завод рабов», 1967, режиссёр С. Ямамото; «Река без моста», 1969, режиссёр Имаи, в советском прокате «Без права на жизнь») фильмы ставят молодые режиссёры Токихиса Морикава, Ацуси Такэда, Сабуро Ясу, Сэйдзиро Кояма. Активно продолжает работать режиссёр Синдо. После увлечения экранизациями легенд, пронизанных эротикой, Синдо поставил социально острый фильм «Обнажённые девятнадцатилетние» (1970, в советском прокате «Сегодня жить, умереть завтра»).

Массовый выпуск «якудза эйга», сохранившийся и в 70-х гг., выдвинул режиссёров Киндзи Фукасаку, Тосио Масуда, актёров Бунта Сугавара, Кэн Такакура. На смену популярным фильмам о монстрах, которые ставили в 50—60-х гг. режиссёры Иносиро Хонда, Сюэй Мацубаяси, оператор по комбинированным съёмкам Эйдзи Цубурая, пришли фильмы «паники» и «катастроф». По-прежнему сохраняют популярность «фильмы о женщинах», которые снимает режиссёр Нобору Накамура, молодёжный фильм, мелодрама. После нескольких лет простоя вновь приступил к активной работе режиссёр Куросава — фильмы «Додэскадэн» (1970, в советском прокате «Под стук трамвайных колёс»), «Дерсу Узала» (по В. К. Арсеньеву, 1976, поставлен в СССР), «Тень воина» (1980). С целью вывести Японскую кинематографию из тупика в 70-х гг. делалась ставка на производство крупных постановочных фильмов. Среди них выделялись работы режиссёра С. Ямамото — фильм «Война и люди» (по Дзюмпэй Гомикава, 6 серий, 1970—73), социально разоблачительный фильм о политической и финансовой верхушке страны «Великолепное семейство» (1974), «Кольцеобразное затмение солнца» (1975). Многочисленные экранизации детективно-мистических романов Сэйси Ёкомидзо, осуществлённые в 1975—78 режиссёрами Итикава, Ёситаро Номура, и ленты, подражающие модели кассовых «боевиков» западного кино («Испытание человечности», 1977, режиссёр Дзюнъя Сато, и др.), вывели японские фильмы в число рекордсменов проката в стране. Характерным для 70-х гг. становится повторная экранизация лучших фильмов Японской кинематографии прошлых лет и выпуск серийных фильмов. Значительным событием в Японской кинематографии стал фильм «Легенда о Нарайяме» (1983, режиссёр С. Имамура).

Больших успехов в 60—70-е гг. добилось документальное и научное кино. Активно работает режиссёр Камэи. Успешно создают документальные фильмы многие режиссёры художественного кино: «Токийская олимпиада» (1965, режиссёр Итикава), «Олимпиада в Саппоро» (1972, режиссёр Синода), «ЭКСПО-70» (1971, режиссёр Танигути). Среди значительных фильмов документального кино — ленты режиссёров Синскэ Огава, Хани и Марико Мияги об опасности загрязнения окружающей среды, о детях.

Мультипликационное кино, возникшее ещё в 20-е гг., обрело широкую популярность во всём мире благодаря полнометражным мультипликационным фильмам в стилистике У. Диснея, выпускаемым с 1958 компанией «Тоэй». Значительно интереснее фильмы мастеров мультипликации, работающих в маленьких студиях, опирающихся в своих поисках на традиции национальной карикатуры. Выделяются мультипликационные ленты режиссёра Ёдзи Кури, неоднократно награждённые на международных кинофестивалях.

В 70-х гг. производство и прокат японских художественных фильмов сосредоточились в руках «Большой четвёрки» («Дайэй» обанкротилась в 1971). Документальные и научные фильмы создаются в компаниях «Нитиэйсинся», «Иванами-про», «Ниппон эйгася», «Токио синэма», «Ни-хон докумэнто» и др. Прокатом, кроме «Большой четвёрки», занимаются компании «Тохо-Това», «Нихон хэрарудо», «Японское море» и др.

В 1982 выпущено 332 полнометражных художественных фильма (в 1960 — 547), имеется 2267 кинотеатра (в 1960 — 7473), 155 млн. кинопосещений (в 1960 — 1014 млн.). Ведущие организации Японской кинематографии: Гильдия сценаристов Японии (основана 1936), Ассоциация кинорежиссёров Японии (основана 1936), Ассоциация кинооператоров Японии (основана 1954), Федерация японской кинопромышленности (основана 1950), Ассоциация по продвижению японских фильмов за рубежом (основана 1957).

С 1926 журнал «Кинэма дзюмпо» определяет десять лучших фильмов года, лучших режиссёра, сценариста, актёров, лучший зарубежный фильм. Ежегодно за лучшие режиссуру, сценарий, операторскую работу, исполнение женской и мужской ролей присуждаются национальный приз «Голубая лента», призы газеты «Майнити», Министерства просвещения и других организаций.

Исследованием и пропагандой киноискусства занимаются Совет кинобиблиотеки, Киноцентр (в прошлом отдел Государственного музея современного искусства в Токио). Среди киноведов и критиков — Ивасаки, Тадао Урю, Акира Симидзу, Тадао Сато, Кадзуо Ямада, Дзюнъитиро Танака. В стране работает сеть киноклубов, первый из них был основан в 1966. При крупных университетах открыты киноотделения с теоретическим курсом обучения. В 70-х гг. выходят специальные периодические издания по вопросам кино — «Кинэма дзюмпо», «Эйга гэйд-зюцу», «Синарио» и др. Издаётся ежегодник «Эйга нэнкан».

также: Указатель фильмов по странам. Япония

Литература:
Ивасаки А., Современное японское кино, перевод с японского, М., 1962;
его же, История японского кино, перевод с японского, М., 1966;
Гене И., Меч и Хиросима, М., 1972;
Иидзима Тадаси, Нихон эйгаси (История японского кино), т. 1—2, Токио, 1955;
Сато Тадао, Нихон эйга (Японское кино), т. 1—5, Токио, 1956;
Ямада Кадзуо, Эйга гэйдзюцурон (Искусство кино), Токио, 1968;
Танака Дзюнъитиро, Нихон эйга хаттацуси (История развития японского кино), т. 1—5, Токио, 1975—76;
Anderson J., Richie D., The Japanese film, Tokyo, [1959];
Giuglaris S., Giuglaris M., Le cinema japonais (1896—1955), P., 1956;
Richie D., Japanese cinema, L., [1971];
Mellen J., The waves at genji’s door, N. Y., 1976.

И. Ю. Гене.

«Безумная страница».

«Безумная страница».
Режиссёр Т. Кинугаса.
1926.

«Гионские сёстры».

«Гионские сёстры».
Режиссёр К. Мидзогути.
1936.

«Жизнь Мухомацу».

«Жизнь Мухомацу».
Режиссёр Х. Инагаки.
(Актёр Т. Мифунэ.)
1943.

«Пять разведчиков».

«Пять разведчиков».
Режиссёр Т. Тасака.
1938.

«Поздняя весна».

«Поздняя весна».
Режиссёр Я. Одзу.
1949.

«Расёмон».

«Расёмон».
Режиссёр А. Куросава.
1950.

«Женщина Сайкаку».

«Женщина Сайкаку».
Режиссёр К. Мидзогути.
1952.

«Хиросима».

«Хиросима».
Режиссёр Х. Сэкигава.
1953.

«Женщина идёт одна по земле».

«Женщина идёт одна по земле».
Режиссёр Ф. Камэи.
1953.

«Там, откуда видны фабричные трубы».

«Там, откуда видны фабричные трубы».
Режиссёр Х. Госё.
1953.

«Луна в тумане».

«Луна в тумане».
Режиссёр К. Мидзогути.
1953.

«Семь самураев».

«Семь самураев».
Режиссёр А. Куросава.
(Актёр Т. Симура.)
1954.

«Врата ада».

«Врата ада».
Режиссёр Т. Кинугаса.
1954.

«Песня тележки».

«Песня тележки».
Режиссёр С. Ямамото.
1959.

«Полевые огни».

«Полевые огни».
Режиссёр К. Итикава.
1959.

«Голый остров».

«Голый остров».
Режиссёр К. Синдо.
1960.

«Женщина в песках».

«Женщина в песках».
Режиссёр Х. Тэсигахара.
1964.

«Восставший».

«Восставший».
Режиссёр М. Кобаяси.
(Актёры Т. Мифунэ и Т. Накадай.)
1967.

«Река без моста».

«Река без моста».
Режиссёр Т. Имаи.
1969.

«Война и люди».

«Война и люди».
Режиссёр С. Ямамото.
1970—73.

«Додэскадэн».

«Додэскадэн».
Режиссёр А. Куросава.
1970.

«Смертная казнь через повешение».

«Смертная казнь через повешение».
Режиссёр Н. Осима.
1968.

«Обнажённые девятнадцатилетние».

«Обнажённые девятнадцатилетние».
Режиссёр К. Синдо.
1970.

«Мужчине живётся трудно».

«Мужчине живётся трудно».
Режиссёр Ё. Ямада.
1969—82.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Японская кинематография" в других словарях:

  • Китайская кинематография — «Уличные ангелы». Режиссёр Юань Мучжи. 1937. китайская кинематография. Первая демонстрация фильмов в Китае состоялась в 1896, съёмка театрального спектакля  в 1905, игровой фильм выпущен в 1913. В 20 е гг. показывались «просветительные» фильмы.… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Японцы — Японцы …   Википедия

  • Японец — Японцы (яп. 日本人 нихондзин/ниппондзин, 日本民族 нихон миндзоку)  нация, основное (более 99 %) население Японии. Говорят на японском языке. Содержание 1 Численность и расселение …   Википедия

  • Японка — Японцы (яп. 日本人 нихондзин/ниппондзин, 日本民族 нихон миндзоку)  нация, основное (более 99 %) население Японии. Говорят на японском языке. Содержание 1 Численность и расселение …   Википедия

  • Корея — (корейский Чосон)          I. Общие сведения          К. страна в Восточной Азии, расположенная в основном на Корейском полуострове, на прилегающей материковой части и островах. На В. омывается Японским морем (в К. оно называется Восточным), на З …   Большая советская энциклопедия

  • Япония — (япон. Ниппон, Нихон)          I. Общие сведения          Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …   Большая советская энциклопедия

  • Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию …   Энциклопедия инвестора

  • Sen to Chihiro no kamikakushi — Унесённые призраками 千と千尋の神隠し (яп.) Sen to Chihiro no kamikakushi (ромадзи) Spirited Away (англ.) Жанр фэнтези, приключения, драма, романтика Анимационный фильм Режиссёр …   Википедия

  • Унесенная призраками (фильм) — Унесённые призраками 千と千尋の神隠し (яп.) Sen to Chihiro no kamikakushi (ромадзи) Spirited Away (англ.) Жанр фэнтези, приключения, драма, романтика Анимационный фильм Режиссёр …   Википедия

  • Унесенные призраками (аниме-фильм) — Унесённые призраками 千と千尋の神隠し (яп.) Sen to Chihiro no kamikakushi (ромадзи) Spirited Away (англ.) Жанр фэнтези, приключения, драма, романтика Анимационный фильм Режиссёр …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»