- Арнхайм Рудольф
А́рнхайм Рудольф, Арнхейм (Arnheim) (р. 15.7.1904), немецкий киновед, психолог, эстетик. По окончании Берлинского университета работал в Риме. В 1939 эмигрировал в США, где преподавал в различных университетах. Киноведческая концепция Арнхайма разработана в 193233 в книге «Кино как искусство» и «Кино». В них Арнхайм приходит к выводу, что кино может быть искусством лишь благодаря условностям, ограничивающим иллюзию реальности (двухмерность изображения, отсутствие цвета, нарушение соотношения масштабов, временная прерывистость повествования и так далее). Арнхайм настаивает на том, что наличие этих условностей есть залог художественного преображения мира в кино и полноценного эстетического восприятия фильма. Теории Арнхайма присущ негативизм по отношению к любому средству, повышающему меру жизнеподобия киномира, звуку, цвету, стереоизображению и тому подобному Отсюда оппозиция Арнхайма по отношению к реальным процессам развития киноискусства. Положения своей кинотеории Арнхайма в дальнейшем развил во многих статьях в журналах «Film culture» и «Sight and Sound». Известную ценность для киноведения имеют исследования Арнхайма в области психологии восприятия визуальных искусств. Значение Арнхайма в кинотеории, обусловленное исследовательской строгостью его работ и его престижем учёного-психолога, оказывается ограниченным вследствие узости его эстетических воззрений.
Сочинения:
Entropy and art. An Essay on disorder and order, Berk., 1971;
Kritiken und Aufsatze zum Film, Munch.W., 1977;
В русском переводе: Кино как искусство, М., 1960;
Искусство и визуальное восприятие, М., 1974.Литература:
Amengual В., Un martyr de 1esthétique. Rudolf Arnheim, «Cinéma», 1974, № 183.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.