- Барнет Борис Васильевич
Ба́рнет Борис Васильевич (18.6.19028.1.1965), советский режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств УССР (1951). Член КПСС с 1943. Окончил Главную военную школу физического образования трудящихся. Был боксёром. Учился в ГТК (мастерская Л. В. Кулешова). В экспериментальном пародийном фильме Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) исполнил роль ковбоя Джедди акробата, боксёра. В приключенческом фильме «Мисс Менд» (по роману М. С. Шагинян «Месс-Менд», 1926) Барнет выступил в качестве актёра (сыграв роль Репортёра), соавтора сценария и сорежиссёра (режиссёр Ф. А. Оцеп).
Первый фильм Барнета «Девушка с коробкой» (1927) создавался по заказу Наркомата финансов в целях пропаганды государственного займа (сюжет картины история облигации, выигравшей крупную сумму). В этой картине сатирические сцены, разоблачающие нэпманский быт, сочетались с мягкими лирическими эпизодами и буффонадой. В 1928 Барнет поставил комедийный фильм «Дом на Трубной», где с большой искренностью и теплотой рассказал о судьбе деревенской девушки, становящейся участницей строительства новой жизни. Актёрское исполнение (в главных ролях В. П. Марецкая и В. П. Фогель), мастерство и выразительность натурных съёмок, достоверность в передаче атмосферы времени отличали эту работу Барнета. В начале 30-х гг. Барнет снял два научно-популярных очерка «Живые дела» и «Производство музыкальных инструментов». Первый звуковой фильм Барнет «Окраина» (по К. Я. Финну, 1933), вошедший в золотой фонд советского киноискусства, рассказывал о том, как революция всколыхнула жизнь маленького провинциального городка царской России. Судьбы героев картины органически сплетены с событиями 1-й мировой войны и Октябрьской революции. В образной структуре фильма слиты патетика и лирика, революционный пафос и простодушная шутка, философская обобщённость и тонкий психологизм. Барнет часто обращался к метафоре и гротеску, смело применял звуковые эффекты, монтажные сопоставления. В 1936 поставил комедию «У самого синего моря», рассказавшую о тружениках рыболовецкого колхоза.
Событиям Великой Отечественной войны посвящены новеллы Барнета «Мужество» («Боевой киносборник № 2», 1941) и «Бесценная голова» («Боевой киносборник № 10», 1942). В приключенческом фильме «Подвиг разведчика» (1947, Государственная премия СССР, 1948) острота и стремительность в развитии сюжета определяются борьбой сложных и сильных характеров. Одну из центральных ролей фильма (генерала Кюна) играл сам Барнет. Последующие режиссёрские работы: «Щедрое лето» (1951), «Ляна» (1955), «Поэт» и «Борец и клоун» (с К. К. Юдиным) оба 1957, «Аннушка» (1959), «Алёнка» (по С. Ф. Антонову, 1962), «Полустанок» (1963).
Другие фильмы:
Режиссёр «Москва в Октябре» (1927), «Ледолом» (1931), «Ночь в сентябре» (1939), «Однажды ночью» (1945), «Страницы жизни» (1948, с А. В. Мачеретом), «Концерт мастеров украинского искусства» (1952); актёр «На верном следу» (Хулиган), «Шахматная горячка» (эпизод), «Москва в Октябре» (эпизод), «Потомок Чингисхана» (Английский солдат), «Синегория» (Арсений Гай).Сочинения:
На подступах к советской комедии. Анкета, «Кино», 1927, 19 апреля; [Как я стал режиссером], в сборнике: Как я стал режиссером, М., 1946;
Заметки о кинокомедии, в сборнике: Вопросы кинодраматургии, в. 1, М., 1954;
В чем причина?, «ИК», 1958, № 9.Литература:
Кушниров М. А., Жизнь и фильмы Б. Барнета, М., 1977.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.