- Бек-Назаров Амо (Амбарцум) Иванович
Бек-Наза́ров Амо (Амбарцум) Иванович, Бекназарян (31.5.189227.4.1965), советский актёр, режиссёр, сценарист. Народный артист Армянской ССР (1935). С 1914, будучи студентом Московского коммерческого института, начал сниматься в кино (под псевдонимом Амо Бек). В 191519 играл роли героев-любовников преимущественно в мелодрамах режиссёра Е. Ф. Бауэра, П. И. Чардынина, И. Н. Перестиани, В. Р. Гардина и др. В 1921 руководил с Г. И. Гогитидзе киносекцией Наркомпроса Грузии (организована при его активном участии), был директором и художественным руководителем Госкинпрома Грузии, где поставил фильмы «У позорного столба» (по роману А. Казбеги «Отцеубийца») и «Пропавшие сокровища» (1924), «Натэлла» (1926). В первых режиссёрских работах, несколько подражательных, проявилось увлечение Бек-Назарян романтическими сюжетами. Значительным фильмом стал «Намус» (по А. М. Ширванзаде, 1926, сценарий Бек-Назаряна). Фильм разоблачал старый мещанский быт, косные понятия о чести. Этот фильм во многом определил реалистическое направление в армянском кино и положил начало национальной художественной кинематографии. В картине снимались лучшие драматические актёры. Затем поставил фильм «Зарэ», посвящённый дореволюционной жизни курдов, первую кинокомедию «Шор и Шоршор» (оба 1927), первые историко-революционные фильмы «Хас-Пуш» (1928) о восстании Иранских бедняков против феодально-буржуазной эксплуатации в конце 19 века, «Дом на вулкане» (1929, производство «Арменкино» и «Азгоскино») о борьбе бакинского пролетариата с царизмом после Революции 190507 (одна из лучших работ Бек-Назаряна в период немого кино). В этих фильмах были творчески использованы достижения русской советской кинематографии: в фильме «Хас-Пуш» подчёркнута экспрессия стихийного массового движения, в центре событий фильма «Дом на вулкане» индивидуальные образы рабочих разных национальностей, их интернациональная солидарность, рост революционного сознания. В 1929 Бек-Назарян экранизировал пьесу Дж. Джабарлы «Севиль» о пробуждении сознания азербайджанской женщины в первые годы Советской власти. На киностудии «Востоккино» (созданной при деятельном участии Бек-Назаряна) он поставил фильмы «Игденбу» (1930), «Человек с орденом» (1933) и документальные фильмы «Страна гольдов» (1930). Крупным достижением Бек-Назаряна был фильм «Пэпо» (по Г. Сундукяну, 1935, сценарий Бек-Назаряна) первая армянская звуковая картина, рассказывавшая о тяжёлой жизни армянских трудящихся во второй половине XIX века, об их солидарности, нарастающем социальном протесте. Фильм «Зангезур» (1938, Государственная премия СССР, 1941) показывал события Гражданской войны в Армении. Фильм «Давид-Бек» (1944) был посвящён национально-освободительной борьбе армянского народа в 18 веке против иноземных захватчиков. Бек-Назарян автор сценариев большинства своих фильмов, а также фильмов, поставленных другими режиссёрами, созданных на армянских киностудиях. В его фильмах и сценариях сочетаются остродраматические эпизоды с бытовыми сценами, в них всегда присутствуют герои с ярко выраженным национальным характером.
Народность, эпический размах, яркая зрелищность, национальное своеобразие фильмов Бек-Назаряна определили ему видное место в истории многонационального советского кино. Его искусство оказало влияние на развитие кинематографии союзных республик, особенно Грузии и Азербайджана. В 1965 его имя присвоено студии «Арменфильм».
Среди других фильмов:
режиссёр «Сабухи» (1942), «Анаит» (1947), «Девушка Араратской долины» (1950), «Новоселье» (1955), «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (1960, с Э. А. Карамяном, сценарий Бек-Назаряна); актёр Алеко («Мой костёр в тумане светит»), Брут («Мятежный дух»), Ивар Ольсен («Идущий на смерть»), Дурмиш («Сурамская крепость»).Сочинения:
«Пэпо». Киносценарий, в книге: Сценарии национальных фильмов, М., 1939;
Записки актера и кинорежиссера, М., 1965.Литература:
Вен С., А. Бек-Назаров, М.Л., 1927;
Аршаруни А., Вельтман С., Пэпо. О фильме, М., 1935;
Вельтман С., А. Бек-Назаров, М.Л., 1937;
Чахирьян Г., Большой экран Армении, М., 1971;
Калантар К., А. Бек-Назаров, Ер., 1973;
Закоян Г., Армянское немое кино, [Ер., 1976].К. Л. Калантар.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.