- «интеллектуальное кино»
«интеллектуа́льное кино́» (от лат. intellectus разум, способность мыслить, понимать, составить себе представление), термин, предложенный С. М. Эйзенштейном в 1928. Концепция «интеллектуального кино» возникла в процессе работы над фильмом «Октябрь», в котором Эйзенштейн стремился не только реконструировать события революции, но и наглядно выразить на экране их смысл (эпизоды «Возвышение Керенского», «Наступление Корнилова», «Боги», «2-й съезд Советов» и др.). Основываясь на этих опытах, режиссёр выдвинул гипотезу о возможности непосредственной «экранизации понятий» и целых «систем понятий». На раннем этапе теории «интеллектуального кино» был провозглашён отказ от традиционной фабульной драматургии и «игры страстей» с заменой их «действием по ассоциативным путям» и «игрой умозаключений». Уже через год Эйзенштейн объяснял «интеллектуальное кино» как «синтез эмоциональной, документальной и абсолютной фильмы», способный «положить конец распре между языком логики и языком образов на основе языка кинодиалектики». Доступность этой задачи кинематографу обосновывалась в статье «За кадром» (1929), где Эйзенштейн сравнивал монтаж конкретных киноизображений (кадров) с образованием понятий из иероглифов в идеографической письменности (в частности, японской) народов Дальнего Востока. Цель «интеллектуального кино», по Эйзенштейну, «научить рабочего диалектически мыслить». Практическим воплощением теории «интеллектуального кино» должен был стать фильм «Капитал». В сценарных разработках этого неосуществлённого фильма (192729) Эйзенштейн использовал, наряду с ассоциативным монтажом кадров, фабульные ситуации и материал для актёрской игры.
В начале 30-х гг. Эйзенштейн отходит от крайностей теории «интеллектуального кино», развивая вместе с тем её жизнеспособные элементы. В работе над сценарием «Американская трагедия» (по Т. Драйзеру, 1930) он впервые в мировом кино использовал принцип «внутреннего монолога», соединив некоторые открытия «интеллектуального кино» с углублённым раскрытием психологического процесса на экране. В докладе на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии (1935) Эйзенштейн по-новому определил диалектику чувственного и интеллектуального, конкретного и абстрактного в кинообразе, преодолевая противоречивость ранней теории «интеллектуального кино». Глубокая, конструктивная самокритика этой концепции заключена в цикле теоретических трудов зрелого периода «Монтаж» (1937), «Монтаж» (1938), «Метод» (194047), «Неравнодушная природа» (194548), а также в мемуарах Эйзенштейна.
При всех крайностях и противоречиях концепция «интеллектуального кино» всё же оказала влияние на теорию и практику кинематографа (игрового, документального и научно-популярного), стимулировав поиски новых выразительных средств киноязыка, новых путей воздействия на зрителя. Отголоски её идей можно найти и в смежных искусствах, в частности в теории и практике «эпического театра» Б. Брехта, в политических фотомонтажах Дж. Хартфилда и др.
Литература:
Эйзенштейн С., Избранные произведения, тт. 16, М., 196471 (т. 1 Автобиографические записки, с. 47093; т. 2 Перспективы, с. 3544; т. 2 За кадром, с. 283296; Наш Октябрь. По ту сторону игровой и неигровой, т. 5, с. 3235);
его же, Из неосуществленных замыслов [«Капитал»], «Искусство кино», 1973, № 1;
Юренев Р., Теория интеллектуального кино С. М. Эйзенштейна, в сборнике: Вопросы киноискусства, в. 17, М., 1976.Н. И. Клейман.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.