Калатозов Михаил Константинович

Калатозов Михаил Константинович

Калато́зов Михаил Константинович, Калатозишвили (28.12.1903 — 26.3.1973), советский режиссёр. Народный артист СССР (1969). Член КПСС с 1939. В кино с 1923. Был монтажёром, лаборантом, ассистентом оператора, оператором, актёром, сценаристом, режиссёром. Участвовал в создании фильмов «Дело Тариэла Мклавадзе», «Гюлли», «Цыганская кровь», сотрудничал с известными мастерами грузинской и русской кинематографии И. П. Перестиани, М. Шенгелая, А. В. Гальпериным, Л. В. Кулешовым. Склонность Калатозова к яркой поэтической образности проявилась в его режиссёрском дебюте «Их царство» (1928, с Н. Гогоберидзе), построенном на материале кинохроники 1918—20 и разоблачавшем грузинских меньшевиков, и особенно в фильме «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930). Фильм рассказывал о жизни одной из общин Верхней Сванетии, веками отрезанной от окружающего мира непроходимыми хребтами. Финал фильма показывал приход Советской власти, начало строительства дороги, связывавшей общину со всей страной. Документальная основа этнографического материала в соединении с экспрессией монтажа, динамикой внутрикадрового движения, острой метафоричностью общего и крупного планов сообщили картине высокую степень художественной убедительности.

В 1932 Калатозов поставил фильм «Гвоздь в сапоге». В 1931—34 был слушателем ленинградского отделения ГАИСа, в 1936 директором Тбилисской киностудии. На «Ленфильме» снял фильмы о лётчиках — «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых остался верен своему романтическому мироощущению и своему темпераменту, но выражено это было не столько в стилистике фильма, сколько в выборе героя, жизненного материала — в характере и судьбе легендарного лётчика, для которого жизнь на пределе человеческих возможностей была профессиональным долгом и ежедневным делом. Интерес к героическим характерам и судьбам Калатозов сохранил и в последующих работах.

Творческую деятельность Калатозов сочетал с работой организатора кинопроизводства: в 1943—1945 Калатозов — уполномоченный Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР в США, в 1945—48 начальник Главного управления по производству художественных фильмов.

В фильме «Верные друзья» (1954, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари) открылась новая грань таланта Калатозова-комедиографа. Всемирное признание получила картина «Летят журавли» (1957, главная премия международного кинофестиваля в Канне и особая премия Всесоюзного кинофестиваля в Москве, 1958), оказавшая большое влияние на советский фильм 60—70-х гг. В основу сценария, написанного В. С. Розовым и Калатозовым, легла пьеса Розова «Вечно живые». Скромная бытовая лирическая манера Розова соединилась с калатозовской патетичностью и операторской виртуозностью С. П. Урусевского, в лице которого режиссёр нашёл творческого единомышленника. Поиски новых выразительных средств, романтическая приподнятость, свойственные фильмам Калатозова, получили здесь яркое выражение.

Сюжет картины «Неотправленное письмо» (по В. Осипову, 1960) — открытие месторождения алмазов группой геологов и их гибель в столкновении со стихией природы. Фильм был противоречив по своей форме, неорганично соединив две разные жанровые системы: психологическую драму и романтическую поэму.

Те же мотивы, но уже на конкретном историческом материале исследовались в фильме «Я — Куба» (1964, с Кубой). Опыт Кубинской революции должен был дать ответы на вопросы о соотношении индивидуальной и общечеловеческой деятельности, о великой романтической цели, однако философско-поэтическая направленность картины, ярко проявившаяся в эмоциональных операторских решениях Урусевского, не имела достаточной опоры в драматургии фильма.

Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970, с Италией), основанная на некоторых реальных фактах из истории покорения Северного полюса (экспедиция итальянского полярного исследователя У. Нобиле, 1928), включала в себя характерные для прежних картин идейные, сюжетные и пластические мотивы и стала своеобразным творческим отчётом режиссёра, всегда последовательного и искреннего в развитии темы. Романтическое, философски значительное искусство Калатозова, пронизанное революционным пафосом, сделало его одной из самых примечательных фигур советского и мирового киноискусства.

Другие фильмы:
«Непобедимые» (1942, с С. А. Герасимовым), «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом), «Заговор обречённых» (1950, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари; Государственная премия СССР, 1951), «Вихри враждебные» и «Первый эшелон» (1956).

Сочинения:
Лицо Голливуда, М., 1949;
Правда советского киноискусства в борьбе за мир, «Искусство кино», 1952, № 1;
Долг, любовь, честь, там же, 1958, №°8;
Т. Самойлова, «Театр», 1958, № 10.

Литература:
Кремлев Г. Д., М. Калатозов, М., 1964;
Аннинский Л. А., Зеркало экрана, Минск, 1977;
Юренев Р. Н., Книга фильмов, М., 1981;
Богомолов Ю., Из биографии романтической кинопоэтики, «Искусство кино», 1981, № 7.

Ю. А. Богомолов.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Калатозов Михаил Константинович" в других словарях:

  • Калатозов, Михаил Константинович — Михаил Калатозов Имя при рождении: Михаил Константинович Калатозишвили Дата рождения: 15 (28) декабря 1903(1903 12 28) Место рождения: Тифлис …   Википедия

  • Калатозов, Михаил Константинович — Михаил Константинович Калатозов. КАЛАТОЗОВ (Калатозишвили) Михаил Константинович (1903 73), кинорежиссер. Снимал фильмы в Тбилиси и Москве. Склонность к яркой поэтической образности проявилась в фильме Соль Сванетии (1930), решенном на… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Калатозов Михаил Константинович — [р. 15(28).12.1903, Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с 1939. В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам,… …   Большая советская энциклопедия

  • КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович — (1903 73) российский кинорежиссер, народный артист СССР (1969). : Соль Сванетии (1930), Валерий Чкалов (1941), Летят журавли (1957), Красная палатка (1970, итало советский) и др. Государственная премия СССР (1951) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Калатозов Михаил Константинович — (1903 1973), кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). В кино с 1923. Фильмы Калатозова отличаются повышенной эмоциональностью, драматизмом, остротой и выразительностью режиссёрских решений: «Соль Сванетии» (1930), «Валерий Чкалов» (1941),… …   Энциклопедический словарь

  • Калатозов Михаил Константинович — Михаил Калатозов Имя при рождении: Михаил Константинович Калатозишвили Дата рождения: 28 декабря 1903 Место рождения: Тифлис …   Википедия

  • КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович — КАЛАТОЗОВ (Калатозишвили) Михаил Константинович (28.12.1903, Тифлис 27.03.1973, Москва), режиссер, сценарист, оператор. Народный артист Грузии (1965), народный артист СССР (1969). Трудовую деятельность начал в 1917, спустя шесть лет пришел на… …   Энциклопедия кино

  • Калатозов, Михаил Константинович — (Калатозошвили). Род. 15 (28) декабря 1903 г., в Тифлисе (Тбилиси), ум. 27 марта 1973 г., в Москве. Кинорежиссер, оператор, сценарист. В кино с 1923 г. (монтажер, лаборант, ассистент оператора, оператор, актер, режиссер). Актерские работы в к/ф… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Михаил Константинович Калатозов — Михаил Калатозов Имя при рождении: Михаил Константинович Калатозишвили Дата рождения: 28 декабря 1903 Место рождения: Тифлис …   Википедия

  • Михаил Константинович Калатозишвили — Михаил Калатозов Имя при рождении: Михаил Константинович Калатозишвили Дата рождения: 28 декабря 1903 Место рождения: Тифлис …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»