- Калатозов Михаил Константинович
Калато́зов Михаил Константинович, Калатозишвили (28.12.1903 26.3.1973), советский режиссёр. Народный артист СССР (1969). Член КПСС с 1939. В кино с 1923. Был монтажёром, лаборантом, ассистентом оператора, оператором, актёром, сценаристом, режиссёром. Участвовал в создании фильмов «Дело Тариэла Мклавадзе», «Гюлли», «Цыганская кровь», сотрудничал с известными мастерами грузинской и русской кинематографии И. П. Перестиани, М. Шенгелая, А. В. Гальпериным, Л. В. Кулешовым. Склонность Калатозова к яркой поэтической образности проявилась в его режиссёрском дебюте «Их царство» (1928, с Н. Гогоберидзе), построенном на материале кинохроники 191820 и разоблачавшем грузинских меньшевиков, и особенно в фильме «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930). Фильм рассказывал о жизни одной из общин Верхней Сванетии, веками отрезанной от окружающего мира непроходимыми хребтами. Финал фильма показывал приход Советской власти, начало строительства дороги, связывавшей общину со всей страной. Документальная основа этнографического материала в соединении с экспрессией монтажа, динамикой внутрикадрового движения, острой метафоричностью общего и крупного планов сообщили картине высокую степень художественной убедительности.
В 1932 Калатозов поставил фильм «Гвоздь в сапоге». В 193134 был слушателем ленинградского отделения ГАИСа, в 1936 директором Тбилисской киностудии. На «Ленфильме» снял фильмы о лётчиках «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых остался верен своему романтическому мироощущению и своему темпераменту, но выражено это было не столько в стилистике фильма, сколько в выборе героя, жизненного материала в характере и судьбе легендарного лётчика, для которого жизнь на пределе человеческих возможностей была профессиональным долгом и ежедневным делом. Интерес к героическим характерам и судьбам Калатозов сохранил и в последующих работах.
Творческую деятельность Калатозов сочетал с работой организатора кинопроизводства: в 19431945 Калатозов уполномоченный Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР в США, в 194548 начальник Главного управления по производству художественных фильмов.
В фильме «Верные друзья» (1954, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари) открылась новая грань таланта Калатозова-комедиографа. Всемирное признание получила картина «Летят журавли» (1957, главная премия международного кинофестиваля в Канне и особая премия Всесоюзного кинофестиваля в Москве, 1958), оказавшая большое влияние на советский фильм 6070-х гг. В основу сценария, написанного В. С. Розовым и Калатозовым, легла пьеса Розова «Вечно живые». Скромная бытовая лирическая манера Розова соединилась с калатозовской патетичностью и операторской виртуозностью С. П. Урусевского, в лице которого режиссёр нашёл творческого единомышленника. Поиски новых выразительных средств, романтическая приподнятость, свойственные фильмам Калатозова, получили здесь яркое выражение.
Сюжет картины «Неотправленное письмо» (по В. Осипову, 1960) открытие месторождения алмазов группой геологов и их гибель в столкновении со стихией природы. Фильм был противоречив по своей форме, неорганично соединив две разные жанровые системы: психологическую драму и романтическую поэму.
Те же мотивы, но уже на конкретном историческом материале исследовались в фильме «Я Куба» (1964, с Кубой). Опыт Кубинской революции должен был дать ответы на вопросы о соотношении индивидуальной и общечеловеческой деятельности, о великой романтической цели, однако философско-поэтическая направленность картины, ярко проявившаяся в эмоциональных операторских решениях Урусевского, не имела достаточной опоры в драматургии фильма.
Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970, с Италией), основанная на некоторых реальных фактах из истории покорения Северного полюса (экспедиция итальянского полярного исследователя У. Нобиле, 1928), включала в себя характерные для прежних картин идейные, сюжетные и пластические мотивы и стала своеобразным творческим отчётом режиссёра, всегда последовательного и искреннего в развитии темы. Романтическое, философски значительное искусство Калатозова, пронизанное революционным пафосом, сделало его одной из самых примечательных фигур советского и мирового киноискусства.
Другие фильмы:
«Непобедимые» (1942, с С. А. Герасимовым), «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом), «Заговор обречённых» (1950, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари; Государственная премия СССР, 1951), «Вихри враждебные» и «Первый эшелон» (1956).Сочинения:
Лицо Голливуда, М., 1949;
Правда советского киноискусства в борьбе за мир, «Искусство кино», 1952, № 1;
Долг, любовь, честь, там же, 1958, №°8;
Т. Самойлова, «Театр», 1958, № 10.Литература:
Кремлев Г. Д., М. Калатозов, М., 1964;
Аннинский Л. А., Зеркало экрана, Минск, 1977;
Юренев Р. Н., Книга фильмов, М., 1981;
Богомолов Ю., Из биографии романтической кинопоэтики, «Искусство кино», 1981, № 7.Ю. А. Богомолов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.