- Кертиц Майкл
Ке́ртиц Майкл, Кёртис (Curtiz), настоящие имя и фамилия Михай Кертес (Kertesz) (24.12.188810.4.1962), американский режиссёр. Родился в Будапеште. Учился в Академии изящных искусств. Был актёром Национального театра. Работу в кино начал в Швеции как ассистент режиссёра В. Шёстрёма. В 19121919 поставил в Венгрии ряд фильмов, пользовавшихся успехом («Рабская душа», «Банк-бан» по пьесе И. Катоны, «Лулу», «Весёлая вдова» по оперетте Ф. Легара, и др.). В 1922 из-за кризиса, охватившего венгерское кино, уехал в Вену, где поставил ряд «костюмных» фильмов. Работал также в Германии, Италии, Великобритании, Швеции. С 1926 в США. Получив известность постановкой фильма «Ноев ковчег» (1929), стал одним из видных режиссёров массовой продукции Голливуда. Для Кёртица характерно обращение к самым разным жанрам, которыми он владел с одинаковым профессиональным умением: вестерну («Вирджиния сити», 1940, «Парень из Оклахомы», 1953, «Команчерос», 1961), героико-приключенческому фильму («Капитан Блад», 1935, в советском прокате «Одиссея капитана Блада»; «Приключения Робина Гуда», 1938, «Морской ястреб», 1940), исторической драме («Тропа на Санта-Фе», 1940), экранизациям («Морской волк» по Дж. Лондону, 1941, «Точка разрыва» по роману Э. Хемингуэя «Иметь и не иметь», 1950), криминальному фильму, мелодраме. Поставил несколько социальных драм в духе идей «нового курса» Ф. Рузвельта: «Хижина в хлопчатнике» (1932, в советском прокате «Предательство Марвина Блейка»), «Чёрная ярость» (1935), «Ангелы с грязными лицами» (1938), где общественные противоречия разрешались примиряющей концовкой. Наибольшую известность Кёртицу принёс фильм «Касабланка» (1943, премия «Оскар»), в котором сплетались мелодраматическая любовная линия и тема антифашистского сопротивления, решённая в героико-приключенческом ключе. Напряжённое действие, отточенный диалог, обаяние актёров И. Бергман и Х. Богарта в главных ролях обеспечили фильму огромный успех. Фильм «Миссия в Москву» (1943) по мемуарам американского посла в СССР Дж. Э. Дэвиса рассказывал о политике Советского Союза в предвоенные годы, о необходимости объединения народов антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом.
Среди других фильмов:
«Доктор Икс» (1932), «Двадцать тысяч лет в Синг-Синге» (1933), «Атака лёгкой бригады» (1936), «Додж-сити» и «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939), «Янки дудль дэнди» (1942), «Милдред Пирс» (1945), «История Уилла Роджерса» (1952), «Приключения Гекльберри Финна» (1960), «Франциск Ассизский» (1961).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.