«кинозвезда»

«кинозвезда»

«кинозвезда́» (англ, star), понятие, возникшее в американском кино в 1910-е гг. и распространившееся в европейских кинематографиях, главным образом на их сугубо коммерческую сферу. В конкретно-историческом значении «кинозвезда» — исполнитель, максимально соответствующий (прежде всего внешними данными) персонажу той или иной сюжетно-жанровой модели фильма. В определённом смысле «кинозвезда» — это типаж. Однако, если для советской и прогрессивной западноевропейской режиссуры, обращавшейся к типажу, равно важны были как социально-характерная внешность, так и «натуральные» особенности психофизической динамики исполнителя, то в американском кино характерность типажа подвергалась идеализации, а естественное поведение актёра сковывалось сценарно-режиссёрскими нормативами. В большинстве случаев первые «кинозвезды» не имели не только актёрского образования, но часто и природных способностей к перевоплощению и вживанию в образ. На развитие феномена «кинозвезд» также повлияло то обстоятельство, что популярные актёры 1910—1920-х гг. (М. Пикфорд, Д. Фербэнкс, Л. Гиш) снимались преимущественно в однотипных ролях, а ведущие комики (М. Линдер, Г. Ллойд, Б. Китон) представали носителями постоянного образа-маски. Работа «кинозвезд» была возможна благодаря действовавшей в практике американского кино 10—30-х гг. строгой «специализации» — наличию определённых портретно-физических рубрик, например: «девушки» («милочки»), «светские дамы», «вамп» («роковые женщины»). Свод рубрик и исполнителей называется «системой кинозвёзд» (star-system), имевшей двойной аспект. В социологическом и экономическом смыслах на ней основывалась стратегия завоевания массового зрителя в целях соответствующих идеологических внушений и получения высоких прибылей. В творческом плане один и тот же исполнитель становился центром замысла фильма. Экранный образ «кинозвезды» представлял совершенного в своём роде героя, тем самым осуществлялась идеологическая установка Голливуда на отвлечение зрительских масс от реальных социальных и повседневных проблем, на вытеснение их мифами и мечтами о «другой жизни». С этим связан особый культ в 20-е гг. «кинозвёзд», представавших в ролях «пришельцев»: Р. Валентине, Р. Новарро, Г. Гарбо. В 30-е гг. с утверждением реалистических и критико-реалистических тенденций в буржуазных кинематографиях лидировал более демократический тип «кинозвезды» («парень с нашей улицы», «своя девчонка»). В таких ролях появлялись актёры Г. Купер, Дж. Стюарт, Б. Кросби, К. Кольбер, К. Хепберн, К. Гейбл, К. Грант и др. Накануне 2-й мировой войны в Европе, в 40—50-е гг. в США на первый план выдвинулся новый герой — «потерянный человек» (актёры Ж. Габен, Х. Богарт, М. Клифт и др.). Создаваемый «кинозвездой» образ складывался в сознании публики как собственно из исполнения, так и из легенды (или мифа) «кинозвезды». В процессе эволюции кино к углублению человеческого образа социальное назначение «кинозвезды» и её творческие возможности всё более обнаруживают свою внутреннюю конфликтность. В 30—50-е гг. М. Дитрих, С. Треси, Г. Фонда, Габен, Гарбо, Богарт, М. Брандо, М. Монро восставали против однотипных ролей и непременного «паблисити» (публичного освещения частной жизни, реальной или вымышленной). Многие «кинозвёзды» стали крупными актёрами, но, потерпев поражение в борьбе с системой «кинозвёзды», порвали с кино (Гарбо). «Кинозвездой» называют также киноактёра, завоевавшего наивысшую йпопулярность. В 60—70-е гг. Б. Бардо, Дж. Дин, Брандо были окружены поклонением, напоминавшим культ давних «кинозвёзд».

Литература:
Соболев Р., Метаморфозы «системы звезд», в книге: Мифы и реальность, в. 4, М., 1974;
Рубанова И., «Звезды» умерли — да здравствуют актеры!, «Искусство кино», 1976, № 6;
её же, Диктатура фаворитов и творчество актеров, там же, № 11;
Siclier J., Le mythe de la femme dans la cinéma américain, P., 1956;
его же, La femme dans la cinéma français, P., 1957;
Anger K., Hollywood — Babylone, P., 1959;
Patalas E., Sozialgeschichte der Stars, Hamb., 1963;
Morin E., Les stars, P., 1972;
Pitera Z., Dzieje Gwiazdy, Warsz., 1976.

И. И. Рубанова.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "«кинозвезда»" в других словарях:

  • кинозвезда — кинозвезда …   Орфографический словарь-справочник

  • 'Кинозвезда' — • КИНОЗВЕЗДА     КИНОЗВЕЗДА (англ. star), понятие, возникшее в амер. кино в 1910 е гг. и распространившееся в европ. кинематографиях, гл. обр. на их сугубо коммерч. сферу. В конкретно историч. значении К. исполнитель, максимально соответствующий… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Кинозвезда — м. и ж. разг. Киноактёр, киноактриса, пользующиеся особым успехом, популярностью. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • КИНОЗВЕЗДА — КИНОЗВЕЗДА, в самом распространенном значении очень популярный актер. Термин появился в американском кино 10 х годов. Считается, что первыми кинозвездами были актеры американской компании «Байограф», чьи имена стали печатать в титрах фильмов. Но… …   Энциклопедия кино

  • кинозвезда — сущ., кол во синонимов: 3 • звезда (503) • знаменитость (26) • киноактриса (5) …   Словарь синонимов

  • кинозвезда — кинозвезда/, ы/, мн. кинозвёзды, кинозвёзд …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • кинозвезда — ы; ж. Разг. Знаменитая киноактриса …   Энциклопедический словарь

  • кинозвезда́ — ы, ж. разг. Знаменитая киноактриса …   Малый академический словарь

  • кинозвезда — кинозвезда, кинозвёзды, кинозвезды, кинозвёзд, кинозвезде, кинозвёздам, кинозвезду, кинозвёзд, кинозвездой, кинозвездою, кинозвёздами, кинозвезде, кинозвёздах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • кинозвезда — кинозвезд а, ы, мн. ч. звёзды, звёзд …   Русский орфографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»