- «кинозвезда»
«кинозвезда́» (англ, star), понятие, возникшее в американском кино в 1910-е гг. и распространившееся в европейских кинематографиях, главным образом на их сугубо коммерческую сферу. В конкретно-историческом значении «кинозвезда» исполнитель, максимально соответствующий (прежде всего внешними данными) персонажу той или иной сюжетно-жанровой модели фильма. В определённом смысле «кинозвезда» это типаж. Однако, если для советской и прогрессивной западноевропейской режиссуры, обращавшейся к типажу, равно важны были как социально-характерная внешность, так и «натуральные» особенности психофизической динамики исполнителя, то в американском кино характерность типажа подвергалась идеализации, а естественное поведение актёра сковывалось сценарно-режиссёрскими нормативами. В большинстве случаев первые «кинозвезды» не имели не только актёрского образования, но часто и природных способностей к перевоплощению и вживанию в образ. На развитие феномена «кинозвезд» также повлияло то обстоятельство, что популярные актёры 19101920-х гг. (М. Пикфорд, Д. Фербэнкс, Л. Гиш) снимались преимущественно в однотипных ролях, а ведущие комики (М. Линдер, Г. Ллойд, Б. Китон) представали носителями постоянного образа-маски. Работа «кинозвезд» была возможна благодаря действовавшей в практике американского кино 1030-х гг. строгой «специализации» наличию определённых портретно-физических рубрик, например: «девушки» («милочки»), «светские дамы», «вамп» («роковые женщины»). Свод рубрик и исполнителей называется «системой кинозвёзд» (star-system), имевшей двойной аспект. В социологическом и экономическом смыслах на ней основывалась стратегия завоевания массового зрителя в целях соответствующих идеологических внушений и получения высоких прибылей. В творческом плане один и тот же исполнитель становился центром замысла фильма. Экранный образ «кинозвезды» представлял совершенного в своём роде героя, тем самым осуществлялась идеологическая установка Голливуда на отвлечение зрительских масс от реальных социальных и повседневных проблем, на вытеснение их мифами и мечтами о «другой жизни». С этим связан особый культ в 20-е гг. «кинозвёзд», представавших в ролях «пришельцев»: Р. Валентине, Р. Новарро, Г. Гарбо. В 30-е гг. с утверждением реалистических и критико-реалистических тенденций в буржуазных кинематографиях лидировал более демократический тип «кинозвезды» («парень с нашей улицы», «своя девчонка»). В таких ролях появлялись актёры Г. Купер, Дж. Стюарт, Б. Кросби, К. Кольбер, К. Хепберн, К. Гейбл, К. Грант и др. Накануне 2-й мировой войны в Европе, в 4050-е гг. в США на первый план выдвинулся новый герой «потерянный человек» (актёры Ж. Габен, Х. Богарт, М. Клифт и др.). Создаваемый «кинозвездой» образ складывался в сознании публики как собственно из исполнения, так и из легенды (или мифа) «кинозвезды». В процессе эволюции кино к углублению человеческого образа социальное назначение «кинозвезды» и её творческие возможности всё более обнаруживают свою внутреннюю конфликтность. В 3050-е гг. М. Дитрих, С. Треси, Г. Фонда, Габен, Гарбо, Богарт, М. Брандо, М. Монро восставали против однотипных ролей и непременного «паблисити» (публичного освещения частной жизни, реальной или вымышленной). Многие «кинозвёзды» стали крупными актёрами, но, потерпев поражение в борьбе с системой «кинозвёзды», порвали с кино (Гарбо). «Кинозвездой» называют также киноактёра, завоевавшего наивысшую йпопулярность. В 6070-е гг. Б. Бардо, Дж. Дин, Брандо были окружены поклонением, напоминавшим культ давних «кинозвёзд».
Литература:
Соболев Р., Метаморфозы «системы звезд», в книге: Мифы и реальность, в. 4, М., 1974;
Рубанова И., «Звезды» умерли да здравствуют актеры!, «Искусство кино», 1976, № 6;
её же, Диктатура фаворитов и творчество актеров, там же, № 11;
Siclier J., Le mythe de la femme dans la cinéma américain, P., 1956;
его же, La femme dans la cinéma français, P., 1957;
Anger K., Hollywood Babylone, P., 1959;
Patalas E., Sozialgeschichte der Stars, Hamb., 1963;
Morin E., Les stars, P., 1972;
Pitera Z., Dzieje Gwiazdy, Warsz., 1976.И. И. Рубанова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.