- Клер Рене
Кле́р Рене (Clair), настоящая фамилия Шомет (Chomette) (11.11.189815.3.1981), французский режиссёр. Член Института Франции (1960). Участвовал в 1-й мировой войне, был журналистом и кинокритиком. В кино дебютировал как актёр в фильме-балете Л. Фуллер «Лилия жизни» (1920), снимался в фильмах Л. Фёйада и Я. А. Протазанова. Был ассистентом режиссёра Ж. Баронселли. Первая работа Клера фантастическая комедия «Париж уснул» («Дьявольский луч», 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер был автором сценария. Короткометражный фильм «Антракт» (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля «Представление отменяется» (сценарист Ф. Пикабия, композитор Э. Сати, балетмейстер Ж. Берлин). Фильмы «Призрак Мулен Ружа» и «Воображаемое путешествие» (1925) были построены на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер широко пользовался приёмами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками (последнее послужило основанием для причисления его к направлению «Авангард»). Лучшая картина немого периода «Соломенная шляпка» (по Э. Лабишу, 1927), где Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям.
С 30-х гг. в творчестве Клера определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В своём первом звуковом фильме «Под крышами Парижа» (1930) Клер широко использовал музыкальные лейтмотивы и крайне сдержанно возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил Клеру канвой для создания стилизованной картины жизни «маленьких людей». Проникнутый лиризмом, фильм связан с традицией парижской уличной песенки. К той же линии принадлежат фильм «Миллион» (1931), где сильны также пародийные и сатирические моменты, и «14 июля» (1933). Центральным пластическим мотивом фильма «Свободу нам!» (1932) были аналогично решённые сцены в тюрьме и на фабрике; подневольному механическому труду на конвейере противопоставлены иронически стилизованные сцены «естественной жизни» на лоне природы. В фильме «Последний миллиардер» (1934, премия международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-иронической направленностью отличались и два фильма, поставленных Клером в Великобритании, «Призрак едет на Запад» (1935) и «Ошеломляйте новостями» (1938). В 194046 Клер жил в США, где поставил несколько фильмов; из них наибольший интерес представляет комедия «Я женился на ведьме» (1942), в которой характерные для режиссёра фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами по адресу американского образа жизни. В фильмах, поставленных за пределами Франции, Клер сохранил излюбленные темы и комедийные приёмы, но его манера во многом утратила своё поэтическое очарование.
Во Франции Клер поставил фильм «Молчание золото» (1947) ностальгическую комедию о ранних годах кинематографа. В фильме «Красота дьявола» (1949, сценарист с А. Салакру) современном варианте легенды о Фаусте решался вопрос: способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые предоставила в его распоряжение наука. Фильм «Ночные красавицы» (1952) в форме пародии на фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость» развивал клеровскую тему мечтательного, неприспособленного к жизни композитора. В фильме «Большие манёвры» (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающую лёгкую любовную интрижку в серьёзное чувство. В этой драматической комедии, как и в двух предыдущих картинах, ярко проявилось актёрское дарование Ж. Филипа. Картина «Порт де Лила» (1957, в советском прокате «На окраине Парижа») продолжила тему поэтизации жизни «маленьких людей», вытесненных буржуазным обществом. В фильме «Всё золото мира» (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать всё, что попадает к ним в руки. Творчество Клера завершает «костюмная» комедия «Галантные празднества» (1965, в советском прокате «Праздники любви»). В 1971 вышла его пьеса «Странное творение небес», в 1976 сборник рассказов «Игра случая».
Вклад Клера во французское киноискусство определяется оригинальностью его авторского видения, высокой общей культурой, опорой на театральные и литературные традиции, чуткостью к проблемам современной жизни, демократической направленностью творчества. Юбилейная премия на международном кинофестивале в Москве (1979).
Другие фильмы:
«Добыча ветра» (1926), «Башня» и «Двое робких» (1928), «Нью-Орлеанский огонёк» (1941), «Это случилось завтра» (1943), «Из них не осталось никого» (1945), новелла «Свадьба» (в фильме «Француженка и любовь», 1960), новелла «Голубки» (в фильме «Четыре истины», 1962).
Сочинения:
В русском переводе Сценарии и комментарии, М., 1969;
Кино вчера, кино сегодня, М., 1981.Литература:
Брагинский А. В., Рене Клер, М., 1963;
Божович В. И., Рене Клер классик французского кино, М., 1981;
Bourgeois J., René Clair, Genève, 1949;
Charensol G., Regent R., Un maître du cinéma, René Clair, P., 1952;
Mitry J., René Clair, P., 1960;
Amengual В., René Clair, P., 1963.В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.