- Крамер Стэнли
Кра́мер Стэнли, Креймер (Kramer) (р. 29.9.1913), американский режиссёр, продюсер. В 1933 окончил Нью-йоркский университет. Работал в Голливуде, писал для радио. В 1947 основал независимую фирму. Первая созданная им картина комедия «Вот это Нью-Йорк» (1948). Субсидировал ряд известных социальных фильмов: «Чемпион» (1949), «Смерть коммивояжёра» (по А. Миллеру, 1951), «Ровно в полдень» (1952), «Дикарь» (1953) и др. В первых режиссёрских работах «Не как чужой» (1955) и «Гордость и страсть» (1957) Крамер, ещё не найдя своей темы, опирался на штампы Голливуда, апробированные фабульные конструкции. Первый успех фильм «Не склонившие головы» (1958, в советском прокате «Скованные одной цепью»), где режиссёр исследовал отношения двух людей, белого и негра, преодолевающих расовую ненависть и приходящих к выводу о необходимости человеческого взаимопонимания. Далёкий от каких-либо новаций в области формы, избегая острого изобразительного решения, Крамер тяготел к ясности мысли, выраженной с максимальной публицистической доступностью, на твёрдой сюжетной основе, с использованием традиционной системы жанров. Следуя этим принципам, Крамер поставил в 1959 антивоенную картину «На последнем берегу» (по Н. Шюту) и в 1960 фильм «Пожнёшь бурю», воспроизводившую события знаменитого «Обезьяньего процесса» 20-х гг., когда школьный учитель был осуждён за преподавание основ эволюционной теории Ч. Дарвина. В 1961 снял фильм «Нюрнбергский процесс», вскрывавший корни возникновения германского фашизма и утверждавший идею личной ответственности каждого человека за происходящее в мире. Вышедшая в 1963 комедия «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» высмеивала буржуазную страсть к обогащению и реконструировала бурлескную алогичность американской «комической» 20-х гг. В 1965 экранизировал роман К. Э. Портер «Корабль глупцов», попытавшись в образе заполненного людьми корабля, плывущего в фашистскую Германию 30-х гг., дать политический, социальный и психологический портрет мира того времени. В фильме «Угадай, кто придёт к обеду» (1967) сложная проблема расовых взаимоотношений, пропущенная через призму жанра «рождественской сказки», лишилась остроты и значимости. Сумбурным по замыслу и монотонным по исполнению оказался фильм «Тайна Санта-Виттории» (1968) о жизни итальянской деревни в период 2-й мировой войны. Наивно и упрощённо трактовались вопросы молодёжного движения в картине «R. Р. М.» («Революция в минуту», 1970). В 1971 поставил фильм «Благослови зверей и детей» горькое повествование о романтического восприятии мира американскими детьми и о жестокой действительности, в которой они существуют, в 1973 социальную драму «Оклахома как она есть». Криминальная драма «Принцип Домино» (1977) посвящена исследованию проблемы политического терроризма. В 1979 поставил фильм «И спотыкается бегущий...». Тема борьбы за мир пронизывает всё творчество Крамера и многие его публицистические высказывания. В 1973 получил главную премия международного кинофестиваля в Москве за совокупность творчества.
Литература:
Spoto D., Stanley Kramer, film maker, N.Y., 1978;
Неделин В., Стенли Креймер, М., 1970.В. Ю. Дмитриев.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.