- Ле Шануа Жан Поль
Ле Шануа́ Жан Поль (Le Chanois), настоящая фамилия Дрейфюс (Dreyfus), (25.10.19098.7.1985), французский режиссёр, сценарист. Учился медицине, сменил много профессий. С 1930 киножурналист, снимался во второстепенных ролях. Организовал с братьями Превер агитгруппу «Октябрь» (по типу советской «Синей блузы»), с которой приезжал на гастроли в Москву. Сыграл одну из главных ролей в комедии П. Превера «Дело в шляпе» (сценарист Ж. Превер, 1932), был ассистентом режиссёра у Ж. Дювивье, Ж. Ренуара, А. Корда и др., монтажёром (монтировал фильм «Марсельеза» Ренуара), автором диалогов, работал над музыкальным оформлением фильмов. Ле Шануа активно участвовал в движении Народного фронта, входил в группу прогрессивных киноработников «Сине-Либерте». После документального фильма «Жизнь человека» (о П. Вайян-Кутюрье, 1937) поставил на средства, собранные с помощью Французской компартии и профсоюзов, художественно-публицистический фильм «Время вишен» (1938).
Во время немецко-фашистской оккупации Франции Ле Шануа, находясь на нелегальном положении, продолжал (под псевдонимом) писать сценарий и готовил фильм о Движении Сопротивления. Документально-публицистический фильм «В сердце бури» был завершён после освобождения Франции и вышел на экран в 1946. После Второй мировой войны поставил серию фильмов, посвященных социальной проблематике: «Школа бездельников» (1949) и «Через стену» (1961) о новых методах воспитания, «Дело доктора Лорана» (1956) о борьбе против суеверий, «Брачное агентство» (1952) о проблемах этики и морали. Эти фильмы иллюстративны и дидактичны.
Заметное достижение Ле Шануа фильм «Адрес неизвестен» (1951), поэтическое произведение, рисующее быт и нравы парижан. Юмор сочетался в нём с богатством жизненных наблюдений. Здесь в полной мере проявился талант Ле Шануа как бытописателя и психолога. К фильму «Адрес неизвестен» примыкают комедии «Папа, мама, служанка и я» (1954) и её продолжение «Папа, мама, моя жена и я» (1955). Фильм «Беглецы» (1955, Большая премия французского кино) драматическая история бегства трёх пленных французов из немецкого лагеря во время Второй мировой войны. Ле Шануа автор сценариев большинства своих фильмов, иногда с другими авторами. Место, которое занимал Ле Шануа во французском кино, определяется гуманистической и демократической направленностью его творчества, стремлением художника поставить своё искусство на службу прогрессивным идеям современности. В 70-е гг. работал на телевидении.
Другие фильмы:
«Пустая идея» («Неотразимый мятежник», 1939, вышел в 1942), «Господа Людовики» (1946), «Вот она, красавица» (1950), «Волшебное селение» (1955), «Отверженные» (по В. Гюго, 1958), «Мандрен» (1963), «Месье» (1964), «Садовник из Аржантея» (1966).Литература:
Гинзбург С., Жан-Поль Ле Шануа, в сборнике: Французское киноискусство, М., 1960;
Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960;
Ле Шануа. Очерк творчества, сценарии, выступления, [М., 1972].В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.