- ЦИБУЛЬСКИЙ Збигнев
Цибу́льский Збигнев (Cybulski) (3.11.19278.1.1967), польский актёр. Учился в Академии торговли и в Ягеллонском университете в Кракове. По окончании Высшей театральной школы в Кракове (1953) работал актёром и режиссёром в театрах Гданьска и Варшавы. Дебют в кино Костек («Поколение», 1955). Роль Мацека в фильме «Пепел и алмаз» (1958) принесла Цибульскому широкую известность. Актёр показал метания своего героя между личными симпатиями и ложно понятым долгом. Персонажи, сыгранные Цибульского в дальнейшем, были своего рода вариациями судьбы героя «Пепла и алмаза»: Рысь (польская новелла в международном фильме «Любовь в 20 лет», 1962), Анджей («Их будни», 1963, в советском прокате «История одной ссоры»), Ковальский-Малиновский («Сальто», 1965), Мацек («Шифры», 1966). С Б. Кобелей и В. Махом написал сценарий фильма «До свидания, до завтра» (1960, в основе фильма автобиографические факты), в котором играл роль Яцека. В 60-е гг. снимался также в характерных, комедийных и сатирических ролях, среди которых капитан милиции Зентек («Преступник и барышня», 1963, в советском прокате «Девушка из банка»), мелкий собственник Грушка («Разводов не будет»), художник Сташек («Джузеппе в Варшаве», в советском прокате «Итальянец в Варшаве») обе 1964, и др. Цибульского отличала импульсивная, напряжённо-эмоциональная манера игры. Он принадлежал к романтическому направлению польской актёрской школы, имеющему глубокие традиции в национальной культуре. Персонажи Ц., как драматические, так и комедийные, живут насыщенной, подчас противоречивой внутренней жизнью. Мужание молодого характера, становление его гражданских и нравственных позиций основная тема творчества Цибульского. Она выявлена в фильмах «Три старта» (1955), «Конец ночи» (1957), «Крест за отвагу» и «Поезд» (в советском прокате «Загадочный пассажир») оба 1959, «Кукла» (1961, Франция), «Как быть любимой» (1963), «Любить» (1964, Швеция), «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1965), «Завтра Мексика» (1966). Современники видели в Цибульском собирательный образ молодых людей военных лет. Личность актёра, мотивы его искусства, общественный резонанс его творчества составляют содержание двух полнометражных художественных фильмов, посвященных его памяти: «Всё на продажу» и «Збышек» (1969). В 1969 учреждена премия имени Цибульского.
Другие фильмы:
«Затонувшие корабли», «Невинные чародеи», «Чай из мяты» (короткометражный, Франция), «Молчание», «Пингвин» (в советском прокате «Влюблённый пингвин»), «Один в городе», «Полный вперёд», «Йовита», «Убийца оставляет след» (в советском прокате «Преступник оставляет след»).Литература:
Актеры зарубежного кино, в. 1, М., 1965;
Afanasjew J., Okno Zbyszka Cybulskiego, Łódź, 1970;
Eberhardt K., Zbigniew Cybulski, Warsz., 1976;
O Zbigniewie Cybulskim, Warsz., 1976;
O Zbigniewie Cybulskim, Warsz., 1969;
Keleczényi L., Zbigniew Chybulski, [Bdpst, 1977].И. И. Рубанова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.