- Рейс Карел
Рейс Карел, Рейш (Reisz) (р. 21.7.1926), английский режиссёр, продюсер, киновед. По происхождению чех. Окончил Оксфордский университет, с 1947 кинокритик независимого журнала «Sequence». Работал в Британском киноинституте и Национальном киноархиве, написал книгу «Техника киномонтажа» (1953). Совместно с режиссёрами Т. Ричардсоном, Л. Андерсоном и др. участвовал в организации группы «Свободное кино», ставившей своей целью обновление и демократизацию британского кинематографа. Полудокументальные короткометражные картины Рейса, поставленные в рамках этого независимого движения, «Мамочка не позволяет» (1955, с Ричардсоном) и «Мы парни из Лэмбета» (1959) отличались вниманием режиссёра к рабочей молодёжи, её интересам и проблемам. Удачей прогрессивного английского кинематографа стал игровой фильм «В субботу вечером, в воскресенье утром» (по А. Силлитоу, 1960), в котором показана жизнь пролетарских кварталов, а в центре повествования духовный конфликт молодого рабочего с буржуазным укладом жизни. Был продюсером одного из лучших фильмов начала 60-х гг. «Эта спортивная жизнь» (1963, режиссёр Андерсон, в советском прокате «Такова спортивная жизнь»). Мелкобуржуазная среда и её взгляды высмеиваются и в «чёрной» комедии «Морган подходящий случай для лечения» (1966). Постановочная лента «Айседора» (1968) посвящена танцовщице А. Дункан. В 1970 переселился в США, где поставил несколько профессионально добротных, но в художественном отношении малозначительных фильмов: «Шулер» (1974) о психологии азартного игрока, «Кто остановит дождь?» («Боевые псы», 1977) о шайке торговцев наркотиками.
Другие фильмы:
«Ночь должна наступить» (1964), «Любовница французского лейтенанта» (по Дж. Фаулсу, 1981, Великобритания).Сочинения:
В русском переводе: Техника киномонтажа, [М., 1960].
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.