- «Свободное кино»
«Свобо́дное кино́», название, принятое группой молодых английских кинематографистов (режиссёры Л. Андерсон, Т. Ричардсон, К. Рейс, Г. Брентон, Л. Мазетти; операторы У. Лассали, Д. Флетчер), выступившей в 195659 с короткометражными фильмами, которые в корне отличались от кинопродукции тех лет. Ленты «Свободного кино» были сняты небольшими съёмочными группами, часто при помощи скрытой камеры, без привлечения актёров, при самых минимальных затратах (на собственные деньги участников, при поддержке частных фирм, а также на средства Британского киноинститута). Члены группы объясняли принятое название тем, что ни один из их фильмов не был создан на условиях коммерческого кино, и в своём манифесте 1956 декларировали «веру в свободу, важность индивидуума и в значение повседневного». Фильмы группы «Свободное кино»: «Уэйкфилдский экспресс» (1952) о жизни людей пригорода, «О, волшебная страна!» (1953) о воскресном отдыхе рабочих и служащих в парке с ярмарочными аттракционами и «Каждый день, кроме рождества» (1957) о ночной работе грузчиков и мелких поставщиков овощей, фруктов и цветов на лондонском рынке Ковент-Гарден (все режиссёра Андерсона, первые два с Брентоном); «Мамочка не позволяет» (1956) о посетителях джаз-клуба в рабочем районе и «Мы парни из Ламбета» (1959) об отдыхе и взглядах на жизнь подростков (оба режиссёров Ричардсона и Рейса); «Вместе» (1956, режиссёр Мазетти при участии Андерсона) о дружбе двух молодых глухонемых рабочих-докеров, и др. Один из известных фильмов «Марш на Олдермастон» (1958), снятый разными операторами и смонтированный Андерсоном, рассказывал об участниках движения против атомной бомбы и стал открытым публицистическим антимилитаристским произведением.
В работах группы «Свободное кино» прослеживались традиции школы английского документального кино 30-х гг., созданной Дж. Грирсоном, который определил работу документалиста как «творческую интерпретацию действительности», а также поэтического кинематографа X. Дженнингса. Группа «Свободное кино» распалась в результате прекращения всякой финансовой помощи. Некоторые его участники отошли от кино, но наиболее талантливые Андерсон, Ричардсон, Рейс составили ядро нового реалистического направления в художественном английском кино так называемых «рассерженных» (см. Английская кинематография).
Литература:
Правда кино и «киноправда». По страницам зарубежной прессы, М., 1967;
Кино Великобритании. Сборник статей, М., 1970.И. И. Трутко.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.