- Таланкин Игорь (Индустрий) Васильевич
Тала́нкин Игорь (Индустрий) Васильевич (р. 3.10.1927), советский режиссёр. Народный артист РСФСР (1974). Член КПСС с 1978. В 1956 окончил ГИТИС, в 1959 Высшие режиссёрские курсы. Первые фильмы Таланкина «Серёжа» (1960, с Г. Н. Данелия, главная премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари и другие премии) и «Вступление» (1963, специальная премия международного кинофестиваля в Венеции и другие премии), постановка по произведению В. Ф. Пановой, отличались стремлением к поэтическому воссозданию действительности. Характеры героев маленького Серёжи, открывающего для себя мир, и Володи, принявшего на свои плечи тяготы сурового военного времени, были переданы с большой достоверностью, мягким юмором и лиризмом. Исследуя взаимоотношения юного человека с окружающими, режиссёр запечатлел образ детства с его чистотой, бескомпромиссностью и верой в будущее. Следующий фильм Таланкина «Дневные звёзды» (по О. Ф. Берггольц, 1968, сценарий Таланкина) стал опытом проникновения в творческую лабораторию поэта. Через ассоциативное сопоставление эпизодов из русской истории и трагических дней ленинградской блокады, в потоке экспрессивно смонтированных драм, событий раскрывалось движение художественной мысли фильма, ставился вопрос об ответственности личности перед временем. Среди лент, посвящённых проблеме творчества, фильм «Дневные звёзды» занимает видное место. Интерес Таланкина к образу талантливого человека определил и две его последующие картины «Чайковский»
(1970, сценаристы Таланкин, Ю. М. Нагибин и Б. А. Метальников) и «Выбор цели» (1976, сценаристы Таланкин и Д. А. Гранин, главная премия Всесоюзного кинофестиваля 1975). Первый фильм наследовал традиции отечественного биографического фильма. История жизни великого русского композитора и создания им ряда замечательных сочинений раскрывалась в хронологической последовательности, но при этом романтизировалась. Отказавшись от сложных композиционных построений, Таланкин использовал в этом фильме жанр киноповести. Картина «Выбор цели», посвящённая деятельности И. В. Курчатова, стала исследованием яркого, незаурядного характера крупнейшего советского учёного, организатора науки. Экранизация повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий» (1978, сценарий Таланкина) подтвердила устойчивый интерес режиссёра к раскрытию подчас противоречивых человеческих чувств, к выявлению глубинных причин, определяющих поведение героя. В 1982 поставил фильм «Звездопад» (по В. П. Астафьеву, сценарий Таланкина), в 1984 «Время отдыха с субботы до понедельника» (по Ю. М. Нагибину). С 1964 Таланкин руководит режиссёрской мастерской ВГИКа (с 1976 профессор). С 1971 секретарь правления СК СССР.Литература:
Аннинский Л., Лев Толстой и кинематограф, М., 1980;
Медведев А., «Лишь теперь понимаю...», «Искусство кино», 1982, № 4.И. М. Шилова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.