- Уэллс Орсон
Уэ́ллс Орсон, Уэллес (Welles) (6.5.191510.10.1985), американский режиссёр, актёр, сценарист, продюсер. С 1931 работал в театре, с 1934 на радио. Известность Уэллса принесли его новаторские шекспировские спектакли «Макбет» (1936) и «Юлий Цезарь» (1937), а также радиопостановка «Война миров» (по Г. Уэллсу, 1938), вызвавшая массовую панику чрезвычайно правдоподобным воплощением фантастического вторжения марсиан. В 1939 Уэллс был приглашён в Голливуд, где поставил фильм «Гражданин Кейн» (1941, премия «Оскар»), в котором выступил в качестве режиссёра, автора сценария (с Г. Манкиевичем) и исполнителя главной роли. Эта яркая реалистическая история взлёта и падения сильного и одарённого человека, стремящегося к власти и богатству, раскрывала трагедию эгоиста, одержимого честолюбием. Новаторский по своей драматургии, сопоставляющей фрагменты жизни героя с точки зрения различных персонажей, по монтажному и изобразительному решению, построенному на глубинных мизансценах, фильм стал важным этапом в развитии американского и всего мирового киноискусства. Независимость характера и самобытность дарования Уэллса привели его к конфликту с кинопромышленниками. Его фильм «Великолепные Эмберсоны» (по Б. Таркингтону, 1942) был перемонтирован продюсерами, а латиноамериканская эпопея «Всё это правда» (194243) так и не была им закончена. В 1946 он поставил антифашистскую приключенческую ленту «Чужестранец». Экранизации «Макбет» (1948) и «Отелло» (1952, в Марокко, главная премия международного кинофестиваля в Канне), где Уэллс создал яркие образы заглавных героев, относятся к числу наиболее удачных попыток кинематографического воплощения произведений У. Шекспира. Запутанные детективные сюжеты фильмов «Леди из Шанхая» (1947), «Тайное досье» (по роману У. «Мистер Аркадии», 1955, Франция Испания) и «Печать зла» (1958) служили поводом для размышлений о развращающей силе власти. Экранизируя роман Ф. Кафки «Процесс» (1962, Франция Италия ФРГ), режиссёр во внутренней полемике с писателем подчеркнул бунт героя против роковой для него бюрократической машины. В 1966 Уэллс вернулся к Шекспиру, поставив в Испании фильм «Полуночные колокола» («Фальстаф», на материале пьес «Генрих IV», «Генрих V» и «Виндзорские проказницы», специальная премия международного кинофестиваля в Канне), в центре которого был трагикомический образ Фальстафа в исполнении самого Уэллса. В 1967 Уэллс поставил для французского телевидения психологическую драму «Бессмертная история». Художественно-документальная лента «Ф. как фальшивка» (1973, Иран Франция) была посвящена знаменитым подделкам произведений литературы и изобразительных искусств, судьбам создателей этих псевдошедевров и среде, вызывающей к жизни неизбежные рекламные бумы фальсификаций. В 1977 поставил документальный фильм «Снимая Отелло».
В качестве актёра Уэллс специализировался в основном на эпизодических ролях, придавая им отточенность, блеск. Работал также в театре и на телевидении. В 1970 ему была присуждена специальная премия «Оскар». С начала 70-х гг. снимался относительно редко. Неистовый темперамент Уэллса, тяготение к воплощению резких контрастов и масштабных характеров, обострённое ощущение кризиса гуманистических ценностей в современном буржуазном обществе, стремление к художественному совершенству часто не соответствовали стандартам капиталистической кинопромышленности, что не позволило полностью раскрыться таланту этого художника и привело его к постепенному отходу от творческой работы в кино.
Основные актёрские работы в фильмах других режиссёров: «Путешествие в страх» (1943), «Третий человек» (1949), «Моби Дик» (1956) и «Платите дьяволу» (1957) все три Великобритания, «Принуждение» (1959), «Трещина в зеркале» (1960), «Лафайет» (1961, Франция), новелла «Овечий сыр» (в фильме «РоГоПаГ», 1963, Италия), «Человек на все времена» (1966) и «Царь Эдип» (1967) оба Великобритания, «Битва на Неретве» (1969, СФРЮ), «Уловка-22» и «Ватерлоо» (Италия) оба 1970, «Чудовищная декада» (1971, Франция), «Безопасное место» (1972), «Путешествие проклятых» (1976), «Тайна Николы Тесла» (СФРЮ) и «Бабочка» (1981). Золотой приз на международном кинофестивале в Венеции (1982) за выдающийся вклад в мировое киноискусство.
Сочинения:
Miracle a Hollywood, P., 1953;
Mr Arkadin, N.Y., 1956.Литература:
Божович В., Орсон Уэллс, в его книге: Современные западные режиссёры, М., 1972;
Орсон Уэллс. Статьи. Свидетельства. Интервью, М., 1975;
Fowler R. A., Orson Welles, L., 1946;
Noble P., The fabulous Orson Welles, L., 1956;
Bessy M., Orson Welles, P., 1963;
Higham G., The films of Orson Welles, Berk.Los Ang.L., 1971;
McBride J., Orson Welles, L., 1972;
Bazin A., Orson Welles, P., 1972.
К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.