- Фройнд Карл
Фройнд Карл, Фрёйнд (Freund) (16.1.18903.5.1969), немецкий и американский оператор, режиссёр. В кино с 1906. Стал известен как оператор фильмов режиссеров: Ф. В. Мурнау «Сатана» (1920, в советском прокате «Из тьмы веков»), «Изгнание» (1923), «Бюджет великого герцога» (1924), «Последний человек» (1925, в советском прокате «Человек и ливрея»), «Тартюф» и «Фауст» (1926); Э. А. Дюпона «Варьете» (1925); Ф. Ланга «Метрополис» (1926, с Г. Риттау). Строгая композиция кадра, напряжённые тональные контрасты, сочная светотень выразительно подчёркивали сгущённую эмоциональную атмосферу этих фильмов. Фройнд был одним из операторов документальной ленты режиссера В. Рутмана «Берлин симфония большого города» (1927). Одним из первых в мировом кино использовал «субъективную камеру», съёмку с движения для раскрытия внутреннего драматизма действия. С 1929 работал в США, где снял фильмы «Дракула» (1931), «Дама с камелиями» (1936), «Добрая земля» (премия «Оскар») и «Победа» (1937), «Седьмой крест» (1944), «Подводное течение» (1946), «Кей Ларго» (1948). Режиссёр и оператор фильмов: «Мумия» и «Мадам Шпион» (1933), «Безумная любовь» (1935) и др.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.