- «чёрный» фильм
«чёрный» фильм. Применительно к приключенческому жанру термин используется в двух значениях: 1) в расширительном смысле «чёрным» фильмом именуются произведения, проникнутые ощущением безысходности, иррациональности зла; 2) в узком смысле данный термин критика, в основном французская, присвоила американскому приключенческому фильму 40-х начала 50-х гг., в которых содержание и этические установки, традиционно свойственные приключенческому жанру, подверглись значительной трансформации. В центре повествования «чёрного» фильма герой, чаще всего частный детектив, который не принадлежит ни к «официальному» обществу, ни к преступному миру, одинаково враждебным к нему; в результате действий героя становится очевидным глубинное внутреннее родство «нормального» буржуазного мира и мира преступного, их взаимопроникновение. Свою схватку с противником герой «чёрного» фильма зачастую выигрывает, однако должен внутренне подчиниться законам общества, где слияние «нормы» права с преступлением само стало нормой; отсюда двойственность моральной оценки героя.
Американский «чёрный» фильм, использовавший приёмы триллера, возник на основе творчества писателей, группировавшихся вокруг журнала «Black mask», выходившего с начала 20-х гг. Позже эта группа авторов (Д. Хамметт, Р. Чандлер, Дж. Кейн, У. Р. Бёрнетт и другие) получила название «жестокой школы» (hard-boiled school), и наиболее характерные «чёрные» фильмы это экранизации их романов. Один из первых американских «чёрных» фильмов «Мальтийский сокол» по роману Хамметта (1941, режиссёр Дж. Хьюстон) показывал противоречивость человеческих характеров, отсутствие нравственных критериев, культ силы, оказывавшейся выше закона. Рост производства «чёрного» фильма произошёл в первые послевоенные годы: «Гильда» (режиссёр Ч. Видор), «Большой сон» (режиссёр X. Хоукс), «Дама в озере» (режиссёр Р. Монтгомери) все 1946, «Леди из Шанхая» (1947, режиссёр О. Уэллс) и др. В начале 50-х гг. производство «чёрного» фильма прекратилось. Сюжетные мотивы и их стилистика стали использоваться в иных жанровых формах приключенческого кино. В 70-е гг. предпринимались отдельные попытки возродить «чёрный» фильм в его «классическом» виде («Долгое прощание», 1973, режиссёр Р. Олтмен; «Китайский квартал», 1974, режиссёр Р. Полянский).
Литература:
Раинов Б., Черный роман, перевод с болгарского, М., 1975;
Borde R., Chaumeton E., Panorama du film noir américain, [P., 1955].В. И. Михалкович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.