Штрогейм Эрих фон

Штрогейм Эрих фон

Штро́гейм Эрих фон, Штрохейм (Stroheim), полное имя и фамилия Эрих Освальд Ханс Карл Мария Штрогейм фон Норденвальд (Stroheim von Nordenwald) (22.9.1885—12.5.1957), американский режиссёр, актёр, сценарист, писатель. Уроженец Австрии. Получил военное образование. В 1909 эмигрировал в США, где сменил много профессий. С 1914 в Голливуде. Снимался в небольших ролях, работал ассистентом режиссёра и военным консультантом, главным образом у Д. У. Гриффита («Рождение нации», 1915, «Нетерпимость», 1916) и Дж. Эмерсона. Штрогейм-режиссёр разделял интерес Гриффита к острым социальным проблемам, но ему были чужды его оптимистические иллюзии. В творчестве Штрогейма можно выделить два тематических цикла. В первом из них («Слепые мужья», 1919, «Дьявольская отмычка», 1920; «Глупые жёны», 1921, в советском прокате «Отпрыск благородного рода») критическому анализу подвергнут институт буржуазной семьи. В другом цикле («Карусель», 1923, «Весёлая вдова», 1925, «Свадебный марш» и «Королева Келли», 1928) рассматривались конфликты, порождённые социальным неравенством героев. В 1924 поставил фильм «Алчность» по роману Ф. Норриса «Мактиг». Откровенно и бескомпромиссно, без малейшей сентиментальности фильм показывал, как погоня за деньгами, превращение золота в фетиш ведут к распаду семьи и самой человеческой личности. Стремясь точно воссоздать содержание романа, Штрогейм проявил исключительно бережное отношение к первоисточнику и перенёс его на экран в полном объёме. Фильм снят на натуре и в подлинных интерьерах. «Алчность» вошла в число лучших произведений реалистического мирового киноискусства. Режиссёрская судьба Штрогейма драматична. Его упорное стремление к творческой самостоятельности, неприятие голливудских стандартов, социально-критическая направленность фильма приводили к постоянным конфликтам с руководством крупных кинофирм. Обвинения в адрес Штрогейма по поводу перерасхода бюджета и нарушения сроков съёмки были лишь внешним выражением этих конфликтов. В результате фильмы «Глупые жёны», «Весёлая вдова», «Свадебный марш» монтировались в окончательном варианте без участия Штрогейма. Картина «Алчность» была сокращена для проката в 4 раза. Фильмы «Карусель» и «Королева Келли» были досняты другими режиссёрами. В 1932 Штрогейм был отстранён от работы над своим последним голливудским фильмом «Прогулка по Бродвею», который вышел на экран в 1933 под названием «Хэлло, сестра!».

Сюжеты многих фильмов Штрогейма мелодраматичны. Однако их мир, обрисованный с горечью и сарказмом, лишён однозначности моральных оценок, свойственной мелодраме. В них явственно ощущается острота социальных противоречий, и они нередко приобретают трагедийное звучание. Видя в окружающей среде ключ к пониманию поведения героев фильма, Штрогейм стремился достоверно произвести её, передать атмосферу времени и места действия. Отсюда ориентация на подробное и правдивое воссоздание при съёмках малейших деталей быта и нюансов поведения персонажей. Для творческой манеры Штрогейма характерны интерес к резким жизненным противоречиям, оригинальность режиссёрского видения, острота в обрисовке характеров. Один из крупнейших режиссёров мирового кино, он оказал значительное влияние на развитие киноискусства.

С 30-х гг. Штрогейм был лишён возможности ставить фильмы и вынужден был ограничиться исполнительской и литературной деятельностью. В 10—20-е гг. Голливуд использовал его в амплуа жестоких прусских офицеров («Ради Франции», «Скептик», «Сердца мира» и др.). Наиболее интересные роли офицеров-аристократов, авантюристов и соблазнителей были сыграны им в собственных фильмах (лейтенант фон Штубен в «Слепых мужьях», «граф» Карамзин в «Глупых жёнах», князь Никки в «Свадебном марше»). В 30—50-х гг. Штрогейм много снимался в стандартных коммерческих фильмах во Франции («Алиби», 1937, «Гибралтар», 1938, в советском прокате «Сети шпионажа», «Чёрная серия», 1954) и США («Друзья и любовники», 1931, «Потерянный эскадрон», 1932, «Преступление доктора Креспи», 1935, «Маска Дижона», 1946). Если роль давала возможность показать конфликты и противоречия в характере героя, Штрогейм создавал яркие и выразительные образы («Великий Габбо», 1929, «Какой ты меня желаешь», 1932; «Беглецы из Сент-Ажиля», 1938, и «Танец смерти», 1947, — оба Франция). Высшим достижением Штрогейма-актёра является остродраматическая роль в фильме Ренуара «Великая иллюзия» (1937), где он сыграл немецкого аристократа, лётчика-аса фон Рауффенштейна, ставшего после ранения комендантом лагеря для военнопленных. В 1950 в фильме «Сансет бульвар» Б. Уайлдера он создал полный автобиографических аллюзий образ неудачника, бывшего кинорежиссёра. Штрогейм был автором сценариев всех своих фильмов. В 1936 по его сценарию режиссёр Дж. Сейц поставил фильм «Между двумя женщинами».

Среди других фильмов:
актёр — «Сердце человечества» (в советском прокате «В котле войны»), «Трое смотрят на восток» (оба США), «Марта Ришар», «Мадемуазель доктор», «Железнодорожные пираты», «Ловушки» (все Франция), «Я была искательницей приключений», «Пять гробниц на пути в Каир», «Северная звезда», «Великий Фламмарион» (все США), «Портрет убийцы» (Франция), «Альрауне» (ФРГ), «Наполеон» (Франция).

Сочинения:
Paprika, N.Y., 1935;
Les feux de la Saint-Jean, v. 1—2, P., 1951—54;
Poto-poto, P., 1956;
Screenplay of «Greed», Brux., 1958.

Литература:
Королевич В., Аташева П., Эрих Штрогейм, М.—Л., 1927;
Авенариус Г., Эрих Штрогейм, «ИК», 1937, № 1;
Noble P., Hollywood scapegoat: the biography of Erich von Stroheim, L., 1950;
Bergut В., Eric von Stroheim, P., 1960;
Barna J., Erich von Stroheim, W., 1966;
Curtiss T. Q., Von Stroheim, N.Y., 1971;
The complete «Greed» of Erich von Stroheim, ed. by H. Weinberg, N.Y., 1972;
Weihberg H. G., Stroheim: a pictorial record of his nine films, N.Y., 1975.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Штрогейм Эрих фон" в других словарях:

  • Штрогейм, Эрих фон — Эрих фон Штрогейм Erich von Stroheim …   Википедия

  • Штрогейм Эрих фон — Эрих фон Штрогейм Erich Oswald Stroheim Дата рождения: 1885 Место рождения: Вена, Австрия …   Википедия

  • Штрогейм Эрих фон — Штрогейм, Штрохейм (Stroheim) Эрих фон (22.9.1885, Вена, ‒ 12.5. 1957, замок Морепа, близ Парижа), американский режиссёр и актёр. По национальности австриец. С 1909 жил в США. Творческую деятельность начал как актёр в 1915. В своих фильмах был… …   Большая советская энциклопедия

  • Штрогейм, Эрих фон — (Stroheim, Erich von)    Режиссер, актер, сценарист, писатель, дизайнер, костюмер. Полные имя и фамилия: Эрих Освальд Ганс Карл Мария Штрогейм фон Норденвальд. Родился 22 сентября 1885 г. в Вене, умер 12 мая 1957 г, в предместье Парижа. Вопреки… …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Штрогейм Эрих фон — (Stroheim), полная фамилия Штрогейм фон Норденвальд (Stroheim von Nordenwald), (1885 1957), американский кинорежиссёр, актёр. По происхождению австриец. С 1914 в Голливуде. Критике современной семьи и социального неравенства посвящены фильмы:… …   Энциклопедический словарь

  • Эрих фон Штрогейм — Erich Oswald Stroheim Дата рождения: 1885 Место рождения: Вена, Австрия …   Википедия

  • Штрогейм, Эрих — Эрих фон Штрогейм Erich Oswald Stroheim Дата рождения: 1885 Место рождения: Вена, Австрия …   Википедия

  • ШТРОГЕЙМ, Штрохейм Эрих фон — • ШТРО ГЕЙМ, Штрохейм (Stroheim) Эрих фон (полное имя и фам. Эрих Освальд Ханс Карл Мария Штрогейм фон Норденвальд, Stroheim von Nordenwald) (22.9.1885 12.5.1957)    амер. режиссёр, актёр, сценарист, писатель. Уроженец Австрии. Получил воен.… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ШТРОГЕЙМ Эрих — ШТРОГЕЙМ (Stroheim) Эрих (22. 09. 1885 12. 05. 1957), американский режиссер, сценарист, актер, художник. Родился в Вене, в небогатой еврейской семье и начинал свой путь в шляпной мастерской своего отца (согласно распространенному мифу, он… …   Энциклопедия кино

  • Штрогейм — Штрогейм, Эрих фон Эрих фон Штрогейм Erich Oswald Stroheim Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»