- Шюфтан Ойген
Шюфта́н Ойген (Schüfftan) (Эжен) (21.7.18936.9.1977), немецкий и французский оператор. В кино начал как художник-декоратор. Был оператором фильмов «Прощание» (1921), «Люди в воскресенье» (1929, документальный), «Атлантида» (1932) и др. С 1933 работал во Франции, где снял фильмы «Нежный враг» (1936), «Мадемуазель доктор» и «Забавная драма» (1937), «Без завтрашнего дня» (1940) и др. Лучшей работой Шюфтана этого периода стал фильм «Набережная туманов» (1938, режиссёр М. Карне), снятый в мягкой живописной манере, тонко передающей поэтическую атмосферу повествования. Изобрёл названный впоследствии его именем метод съёмки с использованием сложной системы зеркал, впервые применённый операторами К. Фройндом и Г. Риттау в фильме «Метрополис» (1926, режиссёр Ф. Ланг). В 1940 Шюфтан уехал в США, где снял несколько фильмов, в том числе «Это случилось завтра» (1943, с А. Стоутом, режиссёр Р. Клер). В 1946 возвратился в Европу. Работал в Швейцарии, Франции, Италии и др. странах.
Другие фильмы:
«Венера из Тиволи» (1948), «Багряный занавес» (1953), «Улисс» (1953, Италия, в советском прокате «Странствия Одиссея»), «Головой об стену» (1959), «Глаза без лица» (1960), «Мошенник» (1961, премия «Оскар») и «Лилит» (1963) оба США, «Три комнаты в Манхэттене» (1965).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.