- ДЕ САНТИС Джузеппе
- • ДЕ СА`НТИС (De Santis) Джузеппе(р. 11.2.1917)итал. режиссёр. Окончил Рим. ун-т. В 1940 поступил в Эксперим. киноцентр в Риме. Занимался на актёрском, затем на реж. отделениях. В 1942 - 1943 как кинокритик ж. "Cinema" резко критиковал офиц. фаш. кинематографию и культуру, противопоставляя ей достижения прогрес. заруб., в частности сов., киноиск-ва. В годы гитлеровской оккупации Италии (1943 - 45) участвовал в антифаш. борьбе, вступил в ИКП.В 1942 был одним из авторов сц. ф. "Одержимость" (реж. Л. Висконти). В 1946 участвовал в пост, антифаш. ф. "Солнце ещё всходит" (реж. А. Верга-но). В 1947 Де С. пост. ф. "Трагическая охота" (пр. Мкф в Венеции), сразу выдвинувший его в первые ряды итал. режиссёров - основоположников неореализма. Ф. был посвящен актуальной для Италии тех лет проблеме трудового устройства бывших партизан, создания земельных кооперативов. В 1949 он пост, остросюжетный ф. "Горький рис", в к-ром рассказал о каторжном труде сборщиц риса. Ф. "Нет мира под оливами" (1950) показывал жестокую классовую борьбу в итал. деревне. В этих ф. не всегда соблюдено единство стиля, встречаются элементы натурализма, но социальная значимость материала, актуальность тем, высокий уровень актёрской игры сделали эти ленты крупным явлением прогрес. кино Италии. Наиболее полно лучшие стороны дарования Де С. раскрылись в ф. "Рим. 11 часов" (1952) о трагедии безработицы. В ф. дана широкая панорама жизни Рима с её контрастами и сложными социальными проблемами. В 1953 Де С. пост. ф. "Дайте мужа Анне Дзаккео" (в сов. прокате "Утраченные грёзы"), в к-ром рассказал о судьбе итал. девушки из народа. В 1954 режиссёр пост, комедию "Дни любви", а в 1957 - ф. "Люди и волки" - драм, рассказ о людях, к-рые в поисках заработка охотятся на волков.Не имея возможности создавать в Италии ф., поднимающие острые социальные темы, Де С. уехал в Югославию, где пост, двухсерийный ф. "Дорога длиною в год" (1958) - историю стр-ва крестьянами дороги, соединившей селение с городом и приобщившей их к новой жизни. В 1960 Де С. пост. во Франции психологич. драму "Холостяцкая квартирка". В 1962 - 64 работал в СССР над ф. сов.-итал. произ-ва "Они шли на Восток" (в итал. прокате "Итальянцы - славные ребята") о трагедии итал. солдат, отправленных фаш. пр-вом Муссолини на сов.-герм. фронт. В 1972 Де С. пост. ф. "Ценный специалист с обеспеченным будущим". После этого фильма Де С. отошёл от работы в кино. В лучших его картинах страстность, романтич. приподнятость сочетаются с колоритными зарисовками нар. жизни, точными и яркими подробностями. Почти все его ф. посвящены судьбе народа, борьбе с социальной несправедливостью. Эта тема лежит в основе драматургии фильмов Де С., определяя характеры героев его картин. Де С. активно выступает в защиту прогрес. киноиск-ва.◘ Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956; Тромбадори А., Творч. опыт Дж. Де Сантиса, "ИК", 1961, №9; Соловьева И., Кино Италии (1945 - 60), М., 1961; Баскаков В., В ритме времени, М., 1983.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.