- ДЕЛЛЮК Луи
Деллю́к Луи (Delluc) (14.10.189022.3.1924), французский режиссёр, сценарист, теоретик кино. С 20 лет стал заниматься журналистикой, писал романы. Теоретические взгляды Деллюка послужили основой эстетических поисков и экспериментов во французском кино 20-х гг. Деллюк считал, что фильм должен раскрывать внутренний мир человека, смело сопоставлять реальное и воображаемое. Лучший зритель, с его точки зрения, массовая народная аудитория. Резко критиковал штампы коммерческой продукции, точно подмечая противоречие между эстетическими задачами кино и коммерческими целями предпринимателей. Деллюк разрабатывал важные вопросы эстетики кино, выдвинул понятие фотогении как особого аспекта выразительности в окружающей среде, которая может быть раскрыта средствами кино. Деллюк выступал против увлечения внешними эффектами, требуя, чтобы все элементы произведения были подчинены единому авторскому замыслу. Подчёркивая значение ритма, определяющего композицию фильма во времени, Деллюк считал, что ритм должен пронизывать все элементы произведения, но основа его заложена в драматургии. Большое значение Деллюк придавал актёру, который, по его мнению, должен обладать «маской», то есть лицом, выражающим внутреннюю сущность, характер изображаемого персонажа. Свои теоретические взгляды стремился реализовать в режиссёрской практике. Его фильм «Молчание» (1920) попытка зрительно воссоздать внутренний мир человека, переживающего душевную драму. Сценарий «Испанский праздник» (1919) и фильм «Лихорадка» (1921) опыт изображения среды, передачи психологии, создания эмоциональной атмосферы. Фильм «Женщина ниоткуда» (1923) в иносказательно-метафорической форме повествовал о жизненной драме героини. Для пропаганды лучших произведений мирового кино Деллюк создал «Киноклуб», который способствовал развитию киноклубов во всём мире. Идеи Деллюка, его фильмы и сценарии оказали влияние на многих режиссёров, в том числе на Ж. Эпштейна, Ж. Фейдера, Р. Клера, Ж. Ренуара, Ж. Дюлак и др.
С 1937 во Франции учреждена ежегодная премия им. Деллюка для лучшего французского фильма.
Сочинения:
Cinema et Cie, P., 1919;
Charlie Chaplin, P., 1921;
Drames de cinema, P., 1923;
В русском переводе Фотогения кино, М., 1924;
В дебрях кинематографа, М.Л., 1924.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.