- ДИТЕРЛЕ Вильгельм (Уильям)
Ди́терле Вильгельм (Уильям) (Dieterle) (15.7.18939.12.1972), немецкий и американский режиссёр, актёр. Начинал в театре в Гейдельберге, затем в Мюнхене, с 1918 в труппе М. Рейнхардта в Берлине. В кино с 1913. В 20-е гг. снимался систематически, в том числе и в собственных фильмах. Как режиссёр дебютировал фильмом «Мужчина в пути» (1923) с М. Дитрих в главной роли. После постановки нескольких мелодрам и исторических лент с 1930 в США, где делал немецкие варианты голливудских звуковых картин. В начале 30-х гг. поставил ряд картин («Последний полёт», 1931, «Мадам Дюбарри», 1934, и др.), не поднимавшихся выше среднего уровня. В 1935 Дитерле с Рейнхардтом осуществили экранизацию спектакля по пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Снял цикл историко-биографических лент: «Повесть о Луи Пастере» (1936), «Жизнь Эмиля Золя» (1937, премия «Оскар»), «Хуарес» (1939) о президенте Мексики все с П. Муни в главных ролях, «Магическая ампула доктора Эрлиха» (1940). Профессионализм, стремление по возможности точно воспроизвести исторические факты, показать общественный смысл деятельности учёного, писателя, политического деятеля, врача сделали эти произведения крупными явлениями американского кино. В 1938 поставил «Блокаду» по сценарию Дж. Х. Лоусона единственную голливудскую картину, открыто отстаивавшую идеи борьбы республиканцев в Испании, в 1939 фильм «Горбун Собора Парижской богоматери» по «Собору Парижской богоматери» В. Гюго с Ч. Лоутоном в роли Квазимодо.
После постановки картины «Всё, что можно купить за деньги» (1941) Дитерле больше не удалось создать фильмов столь же высокого художественного уровня и общественной значимости. В 50-е гг. работал в США, Италии, Югославии, а также в ФРГ, куда окончательно переехал в 1958. После 1960 оставил кино, занимаясь режиссурой в театре и на телевидении.
Среди других фильмов:
«Людвиг II, король Баварский» (1929), «Доктор Сократ» (1935), «Белый ангел» (1936), «Синкопы» (1942), «Любовные письма» (1945), «Пронизывающий ветер» (1946), «Женщины вокруг Рихарда Вагнера» (1955), «Любовь в жизни Омара Хайяма» (1956), «Властительница мира» (1957), «Дубровский» (1959), «Исповедь накануне великого поста» (1960).К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.