- ДИТРИХ Марлен
Ди́трих Марлен (Dietrich), настоящие имя и фамилия Мария Магдалена фон Лош (Losch) (p. 27.12.1901, по другим данным, 1902, 1904), немецкая и американская актриса. Окончила в Берлине музыкальную академию и Школу драматического искусства М. Рейнхардта. С 1922 в театре. В 1923 дебютировала в кино (фильм «Мужчина в пути»). Успех пришёл после исполнения роли певички Лолы-Лолы в фильме режиссера Дж. Штернберга «Голубой ангел» (по Г. Манну, 1930). Этот образ роковой женщины красивой, обострённо-чувственной и аморальной в дальнейшем в разных вариантах обыгрывался ею в Голливуде, куда она была приглашена в 1930 вместе с режиссёром. В их совместных фильмах первой половины 30-х гг. «Марокко», «Обесчещенная», «Шанхайский экспресс», «Белокурая Венера», «Красная императрица», «Дьявол это женщина» героини Дитрих постепенно лишались индивидуальных человеческих черт, превращаясь в один из орнаментальных мотивов барочной стилистики режиссёра. В работах второй половины 30-х гг. актриса стремилась разнообразить характеры своих персонажей, находить комические и драматические краски для их обрисовки («Желание», режиссер Ф. Борзедж; «Рыцарь без лат», режиссер Ж. Фейдер; «Ангел», режиссер Э. Любич; «Дестри снова в седле», режиссер Д. Маршалл; «Нъю-Орлеанский огонёк», режиссер Р. Клер, и др.). В годы Второй мировой войны Дитрих отвергла предложение нацистов вернуться в Германию и выступила с резким осуждением фашизма, участвовала в концертах для американских солдат и в радиопередачах Министерства военной информации США. В послевоенный период снималась значительно реже, предпочитая преимущественно драматические роли в картинах крупных мастеров: «Зарубежный роман» (1948) и «Свидетель обвинения» (1957) Б. Уайлдера, «Страх сцены» (1950) А. Хичкока, «Ранчо, пользующееся дурной славой» (1952) Ф. Ланга, «Печать зла» (1958) О. Уэллса и др. С начала 50-х гг. с успехом выступала как эстрадная певица во многих странах мира. Роль вдовы казнённого союзниками гитлеровского генерала в фильме С. Крамера «Нюрнбергский процесс» (1961) и чтение дикторского текста, обличающего Гитлера, в документальном фильме «Чёрный лис» (1962) свидетельствовали о её верности антифашистской теме. В 1978 снялась в западно-германской картине «Прекрасный жиголо несчастный жиголо».
Сочинения:
Nehmt nur mein Leben... Reflexionen, Münch., 1979.Литература:
Higham Ch., Marlene. The life of Marlene Dietrich, N.Y., 1977;
Marlene Dietrich. Dokumente, Essays, Filme, Tl 12, Münch., 197778;
«Film und Fernsehen», 1980, № 12 (весь номер посвящён Дитрих).К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.