- ДИСНЕЙ Уолт
Ди́сней Уолт (Disney), настоящее имя Уолтер Элайас (5.12.190115.12.1966), американский режиссёр, художник, продюсер. Родился в Чикаго в семье бедных выходцев из Ирландии. С 1919 в Канзас-Сити художник-карикатурист. Затем поступил в рекламную кинокомпанию, где стал работать с Ю. Айверксом, внёсшим большой вклад в создание популярных диснеевских героев. В духе оживших комиксов выпускал серию рисованных короткометражных фильмов «Граммы смеха», снимал рекламные ролики. Создал собственную небольшую компанию «Лаф-о-грамз», где снял рисованные фильмы-сказки «Золушка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и др. С 1923 в Голливуде. Снял две серии мультипликационного фильма «Алиса в стране мультипликации», основанный на совмещении актёра и рисованной мультипликации, и «Освальд счастливый кролик». В немом фильме «Безумный аэроплан» (1928) появился новый персонаж Диснея мышонок Микки Маус. Полностью свой характер он проявил только в звуковом фильме «Пароход Вилли» (1928), в котором была достигнута слитность музыки и шумов с действием, поведением персонажей.
В 1929 вышел «Танец скелетов» на музыку К. Сен-Санса, положивший начало серии «Забавных симфоний». Героями большинства выпусков были Микки Маус, задира и неудачник утёнок Дональд Дак, пёс Плуто и другие постоянные персонажи фильмов Диснея. В 1932 за создание Микки Мауса Дисней получил премию «Оскар». Уже в начале 30-х гг. отчётливо проступили основные черты художественного метода Диснея, в основу которого был положен принцип антропоморфизма очеловечивания животных, наделения их чертами и психикой «среднего американца». Дисней реформировал американскую мультипликацию, возродив в ней лучшие традиции комической школы М. Сеннетта. Он первым осознал огромные выразительные возможности движения в мультипликационных фильмах. Его художники проявляли большую фантазию, изобретательность, мастерство в разработке и построении трюка. Стиль Диснея был эстетически закреплён поточной технологией производства.
В 1933 одним из первых Дисней перешёл к выпуску цветных фильмов, используя разработанный в США метод «Техниколор». Особым успехом пользовался его фильм «Три поросёнка» (1933, премия «Оскар»), поставленный по мотивам английской сказки. В условиях экономического кризиса картина выполняла утешительную функцию, предлагая как рецепт индивидуального спасения деловитость и трудолюбие. В середине 30-х гг. фильмы Диснея постепенно завоевали европейский и мировой кинорынок и начали оказывать эстетическое влияние на развитие мультипликационного кино во многих странах.
Начиная с картины «Белоснежка и семь гномов» (1938, премия «Оскар», премия международного кинофестиваля в Венеции) Дисней обратился к полнометражным фильмам. Этому способствовало создание новой специально оборудованной студии-фабрики в Бёрбанке (1939). Вслед за «Белоснежкой» успехом пользовались полнометражный фильм «Пиноккио» (1939), экспериментальный фильм «Фантазия» (1940), «Дамбо» (1941) и особенно «Бэмби» (1942) поэтический рассказ об оленёнке.
После Второй мировой войны, во время которой студия Диснея переключилась на выпуск заказных пропагандистских и учебно-инструктивных фильмов, он продолжал выпускать преимущественно полнометражные рисованные фильмы: «Золушка» (1950, премия международного кинофестиваля в Венеции), «Алиса в стране чудес» (1951), «Питер Пэн» (1953), «Леди и бродяга» (1955), «Спящая красавица» (1958), «Сто один далматинский дог» (1961), «Мери Поппинз» (1965, основан на совмещении актёра и мультипликации), «Книга джунглей» (1967, была закончена уже после смерти Диснея) и др., но при всём их высоком профессиональном уровне они в лучшем случае повторяли достижения 30-х гг.
В конце 50-х60-е гг. студия Диснея постепенно переключилась на производство документальных видовых серий «Люди и страны», «Приключения из жизни» (наблюдение за жизнью животных), игровых коммерческих фильмов. Много фильмов и специальных программ Дисней создал для телевидения. За свои работы Дисней получил 29 премий «Оскар».
Последним его значительным предприятием стало строительство огромного увеселительного детского парка «Диснейленд» в Калифорнии, в котором ряд аттракционов воспроизводит образы его фильмов (открыт в 1955).
Литература:
Арнольди Э. М., Жизнь и сказки Уолта Диснея, Л., 1968;
Schickel R., Walt Disney, L., 1968;
Finch Ch., The art of Walt Disney, N.Y., 1973;
Maltin L., The Disney films, N.Y., 1973;
Thomas В., Walt Disney, N.Y., 1976.Л. А. Волков.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.