- Dulac, Jermaine
- • ДЮЛА`К (Dulac) Жермен (наст. фам. Сессе-Шнейдер, Saisset-Schneider) Жермен(7.11.1882 - июль, 1942)франц. режиссёр, сценарист, теоретик кино. С 1909 зыступала как журналист и театр. критик. В кинос 1915. В ф. "Испанский праздник" по сц. Л. Деллюка, 1919) и последующих "Смерть солнца", 1921, "Улыбающаяся чадам Беде", 1922) стремилась создавать эмоц. атмосферу и развивать психологич. и поэтич. мотивы посредством свободной, не подчинённой сюжетным задачам ассоциации зрительных образов. Пост. ф.: "Дьявол в городе" (1924), "Дула артиста" (1925), сюрреалистский ф. "Раковины и священник" (1928) и др. Выступила сторонником "интегрального кино", осн. на ритме пластич. форм, отвлечённых от конкретного содержания. Снятые Д. в 1929 ф. "Пластинка 927" (на музыку Ф. Шопена), "Арабески" и "Тема и вариации" (на музыку К. Дебюсси) представляли собой попытку создать "музыку для глаз". После 1930 Д.- гл. ред. хроник, к/ж "Пате журналь". В кон. 30-х гг. организовала к/ж "Франс актюалите". Пост. ряд уч. ф. из серии "Кино на службе истории". Активно участвовала в движении киноклубов. В своих теоретич. работах Д. выдвинула термин "авангард" для обозначения эксперим. направления во франц. кино 20-х гг. (см. "Авангард").♦ Les esthetiqucs, les entraves, la cinegraphie integrate, "L'art cinematographique", v. 2, 1927; Le cinema d'avant-garde, в кн.: Le cinema des origines a nos jours, P., 1932.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.