- Epstein, Jean
- • ЭПШТЕ`ЙН (Epstein) Жан(26.3.1897 - 2.4.1953)франц. режиссёр, теоретик кино. Занимался эстетикой. Развил выдвинутую Л. Деллюком теорию фотогении. Опубликовал кн. "Сегодняшняя поэзия" и "Здравствуй, кино" (1921), "Лирософия" (1922). В 1922 пост. (с Ж. Бенуа-Леви) док. ф. "Пастер". Затем пост. ф."Красная гостиница" (по О. Бальзаку, 1922) и "Верное сердце" (по собств. сц., 1923). Э. придавал большое значение экспериментам в области киноязыка, поискам метафорич. образности. В ф. "Падение дома Эшеров" (по Э. По, 1928) он использовал приёмы нем. экспрессионистского кино. Позже обратился к стилю поэтич. документализма. Ф. "Finis Terrae" и "Мор' Вран" были сняты в 1929 на островах у побережья Бретани и правдиво показывали суровую природу и тяжёлый, полный опасностей труд рыбаков. В 30-х гг. пост. неск. коммерч. фильмов. Последняя значит. работа Э., сделанная в стиле поэтич. документализма,- к/м ф. "Хозяин ветров" (1947). Др. ф.: "Прекрасная нивернезка" (по А. Доде) и "Лев моголов" (1924), "Афиша" и "Двойная любовь" (1925), "Приключения Робера Макера" (1926), "Человек с "Испано"" (1932), "Хозяйка Ливанского замка" (1933), "Сердце бродяг" (1935).♦ Le cinema tograpjie vu de l'Etna, P., (1926); La phptogenie de l'imponderable, P., 1935; L'intelligence d'une machine, P., 1946; Le cinema du diable, P., 1947; Esprit du cinema, Gen.- P., 1955.◘ Gawrak Z., Jan Epstein. Studium natury w sztuce filmowej, Warsz., 1962.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.