- ФАСБИНДЕР Райнер-Вернер
Фасби́ндер Райнер-Вернер (Fassbinder) (31.5.194610.6.1982), немецкий режиссёр (ФРГ). Получил актёрское образование. В 196775 работал в различных театрах страны. С 1971 возглавлял собственную кинофирму «Танго-фильм». В кино дебютировал короткометражными фильмами «Городской бродяга» (1965) и «Маленький хаос» (1966). Темой первого полнометражного фильма «Катцельмахер» (1969) стали нетерпимость и агрессивность «цивилизованного» мещанства и расовые предрассудки в ФРГ. Эта картина, так же как и «Боги чумы» (1970), «Любовь холоднее смерти» (1969), «Американский солдат» (1971, история бывшего солдата, ставшего наёмным убийцей) и «Сапёры в Ингольштадте» (1971, телефильм, сатира на мещан, преклоняющихся перед военным мундиром), создана под сильным воздействием театра. Уже в этих ранних фильмах проявилось стремление режиссёра наполнить традиционные жанровые схемы (гангстерский фильм, мелодрама) острым социально-критическим содержанием. В начале 70-х гг. Фасбиндер отказывается от формальных экспериментов и подражательства «синема-верите» и американскому «подпольному кино», характерных для его ранних работ. В картине «Торговец четырёх времён года» (1971) Фасбиндер обратился к исследованию западногерманского общества эпохи так называемого экономического чуда 50-х гг., показав трагедию одиночки, оказавшегося лишним в обществе «всеобщего благосостояния». В 1972 Фасбиндер поставил картину «Горькие слезы Петры фон Кант», анализирующую психологический кризис индивидуума, стоящего вне официальной морали. В драме из жизни рабочего-иммигранта «Страх съедает душу» (1974, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне) Фасбиндер вновь показал губительную силу расовых предрассудков. Критика мелкобуржуазных воззрений и морали характерна и для картин о положении женщин в настоящем («Марта», телефильм) или в прошлом («Эффи Брист» по Т. Фонтане) обе 1974. Изгои общества, жертвы моральной и социальной предубеждённости центральные персонажи фильма «Кулачное право свободы» и телефильма «Страх перед страхом» (1975).
В последний период творчества Фасбиндер настойчиво обращался к сравнительно недавнему прошлому, исследуя взаимосвязь историко-политического процесса и сознания человека. В 1978 снял фильм «Замужество Марии Браун» (премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1979) и участвовал в постановке фильма «Германия осенью» о политической ситуации в ФРГ. В 1979 снял фильм «Третье поколение», вскрывающий реакционную сущность левацкого терроризма и его связи с неофашизмом. В том же году поставил телефильм «Берлин, Александерплац» (по А. Дёблину).
В 1981 Фасбиндер обратился к теме 2-й мировой войны в фильм «Лили Марлен», где осуждал войну, как апокалиптическое бедствие для простого человека, лишённого возможности понять её механизм и цели.
Тема фильма «Замужество Марии Браун» продолжена Фасбиндером в картине «Смятение Вероники Фосс» (1982, главная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине). Рассказывая о драме некогда популярной актрисы, Фасбиндер рисует психологически убедительную картину нравственной опустошённости и деградации личности в буржуазном обществе. Последняя работа режиссёра «Кверель» (по роману Ж. Жене «Кверель из Бреста»).
Противоречивое в целом творчество Фасбиндера было отмечено неприятием западногерманской действительности, всей общественной буржуазной системы ФРГ. Критикуя мещанскую психологию, показывая кричащее противоречие между технико-экономическим прогрессом и духовным обнищанием общества, Фасбиндер вместе с тем путь к изменению мира видел не в его революционном переустройстве, а во внутреннем возрождении личности.
Другие фильмы:
«Почему г-н Р. подвержен амоку» (телефильм, с М. Фенглером), «Рио дас Мортес» (телефильм) и «Уайти» (1970), «Предостережение перед святой шлюхой (1971), «Поездка Никласхаузера» (1970, телефильм, с М. Фенглером), «Поездка матушки Кюстер в небо» (1975), «Сатанинское зелье» и «Китайская рулетка» (1977), «Больвизер» (1977, телефильм), «Путешествие в свет» («Отчаяние») и «В году тринадцати лун» (1978), «Лола» (1981).
Н. А. Егорова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.