- ФАБРИ Зольтан
Фа́бри Зольтан (Fabri) (р. 15.10.1917), венгерский режиссёр. Народный артист ВНР (1965). Учился в школе живописи. Окончив актёрский факультет Высшей театральной школы (1941), работал в театрах Будапешта сценографом, актёром, режиссёром. В 1950 художественный руководитель киностудии «Хунния». Первые работы фильмы «Буря» (1952) и «Знак жизни» (1954, в советском прокате «14 спасённых жизней», премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари) отмечены попыткой преодолеть бесконфликтность сценариев, посвящены современной жизни начала 1950-х гг. Фильм «Карусель» (по И. Шаркади, 1955) стал этапным как для творчества Фабри, так и для венгерской кинематографии. Острая социальная коллизия непримиримое столкновение новых отношений и старого уклада в деревне обрела художественное воплощение в многослойной сценарной основе и психологически углублённых характерах действующих лиц. Напряжённый драматизм сюжетного развития «Карусели» сопровождает лирическая тема молодости, любви, весны. В фильме «Господин учитель Ганнибал» (по Ф. Море, 1956, премия международного кинофестиваля в Карлови-Вари, 1957) нравы и законоустановления провинциального городка в хортистской Венгрии 1930-х гг. показаны как питательная среда «обыкновенного фашизма». Этой картиной начался цикл антифашистских фильмов, в который входят также ленты «Анна Эдеш» (по Д. Костоланьи, 1958), «Два тайма в аду» (1961), «Дневное затмение» (по Б. Палотаи, 1963, в советском прокате «Ночь среди дня»), «После сезона» (1966, премия международного кинофестиваля в Венеции, 1967), «Добро пожаловать, господин майор!» («Семья Тот» по И. Эркеню, 1969), «Пятая печать» (по Ф. Шанте, 1976, главная премия международного кинофестиваля в Москве, 1977), «Венгры» (по И. Балажу, 1978) и «Встреча Балинта Фабиана с богом» (1980, в советском прокате «Судьба Балинта Фабиана»). Высшим достижением режиссёра стал фильм «Двадцать часов» (по Шанте, 1965, премия международного кинофестиваля в Москве, Венеции и др.) первый в венгерском киноискусстве опыт эпического отражения социально-политической перестройки страны после освобождения от фашизма. В 1982 поставил фильм «Реквием» (по Эркеню). Творческое внимание Фабри сосредоточено на прослеживании связей личности с исторической и социальной средой. Фильмы Фабри разнообразны по жанровым и стилистическим решениям, среди них деревенская драма, политическая сатира, эпическая хроника, философская притча, детский фильм. Выступает соавтором сценариев и художником многих своих фильмов. Работает как театральный сценограф и книжный график. Преподаёт в Высшей школе театра и кино. В 196581 председатель СК ВНР. Творчеству и личности Фабри посвящен фильм «Зольтан Фабри» (1980, режиссер Л. Надаши). Государственная премия им. Кошута (1953, 1955, 1970). Юбилейная премия международного кинофестиваля в Москве (1979).
Другие фильм:
«Сумасшедший апрель» (1957), «Хищник» (1960), «Лето в пригороде» (1965), «Мальчишки с улицы Пал» (по Ф. Мольнару, 1968, с США, премия международного кинофестиваля в Москве, 1969), «Муравейник» (1971), «Плюс-минус один день» (1973), «141 минута из Незавершённой фразы» (по роману Т. Дэри, 1974, в советском прокате «Незавершённая фраза», специальные премии международных кинофестивалей в Москве и Западном Берлине, 1975), «Приходите на мои именины» (1984).Литература:
Nádasy L., Fabri Zoltan, Bdpst, 1974.
И. И. Рубанова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.