- ФЕРНАНДЕС Эмилио
Ферна́ндес Эмилио (Fernández) (26.3.19046.8.1986), мексиканский режиссёр. По происхождению индеец. Учился в военом училище. В кино начал работать как актёр. В 19281933 снимался в США, затем в Мексике в фильмах «Сердце бандита» (1934), «Мария-Елена» (1935) и др. Писал также сценарии. В 1941 поставил фильм «Остров страсти». Успех пришёл с лентой «Лесной цветок» (1943), в котором Фернандес объединил лучшие творческие кадры мексиканского кино: оператора Г. Фигероа, актёров Д. дель Рио и П. Армендариса. Фильм «Мария Канделария» (1944, главная премия международного кинофестиваля в Канне, 1946) знаменовал рождение новой самобытной киношколы, индивидуального стиля художника. Фернандес становится ведущим режиссёром Мексики; лучшие картины «Покинутые» и «Бугамбилья» (1944), «Пепита Хименес» (1945), «Влюблённая» (1946), «Жемчужина» (1946, премия международного кинофестиваля в Венеции, 1947), «Рио Эскондидо» и «Макловия» (1948), «Сельская девушка» (в советском прокате «Мексиканская девушка») и «Нелюбимая» (по X. Бенавенте) оба 1949, «День жизни» (1950).
Творчество Фернандеса этого периода отличалось использованием индейского национального фольклора, сочетанием красоты и трагедийности, присущих древним мексиканским легендам, определённой эстетизацией индейцев. Герои фильмов Фернандеса люди из народа, по большей части индейцы крестьяне и рыбаки. Фильмы Фернандеса, реалистические в своей основе, содержат элементы социальной критики, однако в центре их внимания неизменно судьба героев, решённая в романтически драматизированном аспекте. Эмоциональную атмосферу картин Фернадеса создаёт пластическая выразительность, живописность изображения (оператор многих его фильмов Фигероа). В 50-е гг. начался заметный спад в творчестве режиссёра («Акапулько» и «Море и ты», 1951, «Когда поднимается туман», 1952, и др.). Фернандес возвратился к актёрской деятельности, снялся в ленте «Кукарача» (1958, режиссер И. Родригес) и в собственной картине «Верный солдат Панчо Вильи» (1967, Аурелио Перес). Работал как актёр также в Испании и США. В 70-е гг. ставил фильмы, обращаясь к прежним мотивам своего творчества («Чока», 1974, «Красная зона», 1975, «Эротика», 1978).
Литература:
Martinez Pastor E., Emilio Fernández, Murcia, 1958;
Fernández Cuenca С., Homenaje a Emilio Fernández, San Sebastian, 1961.
Т. Н. Ветрова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.