- ФЕРРЕРИ Марко
Ферре́ри Марко (Ferreri) (р. 11.5.1928), итальянский режиссёр. По образованию ветеринар. В 1951 с режиссером Р. Гионе выпустил несколько номеров киножурнала «Документальный ежемесячник». В 1952 принимал участие в съёмках фильма режиссера А. Латтуады «Шинель» (по Н. В. Гоголю). В 1956 переселился в Испанию, где с писателем-сатириком Р. Аскона, ставшим его постоянным сценаристом, снял фильм «Квартирка» (1957, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне, 1958) «Парнишки» (1959) и «Коляска» (1960), в которых моменты социальной критики тесно переплетались, а порой заслонялись грстесковостью и элементами «чёрного юмора». После возвращения в Италию в 1961 объектом неустанной критики в его фильмах «Королева пчёл» (1962, вышел в 1963 под названием «Современная история»), «Женщина-обезьяна» (1963), «Диллинджер мёртв» (1969, премия за лучший оригинальный сюжет международного кинофестиваля в Венеции), «Аудиенция» (1971, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Западном Берлине, 1972), «Сука» («Лиза», 1972) становятся отчуждение личности в современном капиталистическом обществе, институт буржуазного брака, клерикализм. Однако антибуржуазные мотивы в его произведениях постепенно перерастают в тотальное неприятие действительности и личности. В 70-е гг. в творчестве Феррери всё сильнее проявляются пессимистические, порой апокалиптические мотивы, усиливаются черты декадентства, а также элементы эротики, что особенно проявилось в фильмах «Большая жратва» (1973, премия ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Канне, Франция Италия), «Последняя женщина» (1976), «Прощай, самец!» («Мечта обезьяны», 1978, специальная премия международного кинофестиваля в Канне). В начале 80-х гг. Феррери обратился к теме художника в буржуазном обществе, сделав картину «Истории обыкновенного безумия» (1982). Испытав глубокое влияние испанской литературы и кинематографа, в особенности Л. Буньюэля, Феррери остался чужд итальянской кинематографической традиции и неореализму. В 1983 снял фильм «История Пьеры».
Другие фильмы:
«Свадебный марш» (1966), «Гарем» (1967), «Семя человеческое» (1969), «Не прикасайся к белой женщине» (1974, ФранцияИталия), «Прошу убежища» (1979, специальная премия международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1980).
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.