- ХЬЮСТОН Джон
Хью́стон Джон (Huston) (р. 5.8.1906), американский режиссёр, сценарист, актёр. В юности выступал на эстраде, был боксёром. С 1927 занимался журналистикой, драматургией, снимался в кино. С 1931 сценарист, в том числе один из сценаристов фильмов «Иезавель» (1938, режиссёр У. Уайлер), «Хуарес» (1939, режиссёр У. Дитерле), «Сержант Йорк» (1941, режиссёр X. Хоукс). Первая режиссёрская работа экранизация романа Д. Хамметта «Мальтийский сокол» (1941) начало серии «чёрных» фильмов, показавших социально-психологические корни преступности в США. На материале 2-й мировой войны снял для серии «Почему мы воюем?» документальные ленты «Отчёт с Алеутских островов» (1943), «Битва под Сан-Пьетро» (1944) и «Да будет свет» (1945). После войны снова ставил «чёрные» фильмы: «Сокровище Сьерра-Мадре» (1947, премия Оскар, 1948), «Кей Ларго» (1948), «Асфальтовые джунгли» (1950). Борьбе кубинских революционеров против тирании Мачадо в 30-е гг. была посвящена картина «Мы были чужими» (1949). Антивоенный памфлет «Алый знак доблести» (по С. Крейну, 1951) вызвал недовольство продюсеров и цензурных органов и подвергся перемонтажу, что побудило режиссёра в дальнейшем работать преимущественно за пределами США. Образ человека, пытающегося с переменным успехом противостоять враждебным обстоятельствам, оставался в центре его произведений и в дальнейшем («Африканская королева», 1952, Великобритания США; «Мулен Руж», 1953, Великобритания; «Бейте дьявола», 1954, ВеликобританияСШАИталия; «Моби Дик» по Г. Мелвиллу, 1956, Великобритания; «Бог его знает, мистер Эллисон», 1957; «Корни рая» по Р. Гари, 1958; «Неприкаянные», 1960). Хьюстон всегда оставался приверженцем традиционных форм киноповествования, стремился опираться на крепкую драматургию, сложившиеся индивидуальности крупнейших американских актёров К. Хепбёрн, Г. Пека, Э. Тейлор, М. Брандо, П. Ньюмена и других, избегал крайне резких стилистических решений. Работал на телевидении, в 70-е гг. снимался в кино. Среди других фильмов: «Фрейд, тайная страсть» (1962), «Список Адриана Мессенджера» (1963), «Ночь игуаны» (по Т. Уильямсу, 1964), «Отражения в золотом глазу» (по К. Мак-Каллерс, 1967), «Библия» (1965, ИталияСША), «Сытый город» (1971), «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972), «Человек, который хотел стать королём» (по Р. Киплингу, 1975, Великобритания), «Мудрая кровь» (по Ф. ОКоннор, 1979), «Побег к победе» (1981), «Энни» (1982), «Под вулканом» (1984, специальная премия Каннского кинофестиваля за творчество).
Сочинения:
An open book, L., 1981.Литература:
Nolan W. F., John Huston, king rebel, Los And., 1965.К. Э. Разлогов.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.