- АНТОНИОНИ Микеланджело
Антонио́ни Микеланджело (Antonioni) (р. 29.9.1912), итальянский режиссёр. Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, занимался журналистикой и кинокритикой. В 1942 как режиссёр-стажёр работал во Франции на съёмках фильма «Вечерние посетители» (режиссёр М. Карне). Сотрудничая в журнале «Bianco e nero» и «Cinema», сблизился с молодыми режиссёрами формирующегося итальянского неореализма. Участвовал в создании сценария фильма «Трагическая охота» (1947, реж. Дж. Де Сантис) и других, был одним из авторов сюжета фильма «Белый шейх» (1952, режиссёр Ф. Феллини).
Режиссёрский дебют Антониони документальный фильм. «Люди с реки По» (начат в 1943, закончен в 1947). Эта и следующие ленты «Служба чистки улиц», «Суеверие», «Семь тростей, один костюм», «Дом уродов» и другие своеобразный вариант неореализма в документалистике. Трагическое одиночество человека Антониони фиксировал и исследовал на разных срезах современного общества и в художественных фильмах. В «Хронике одной любви» (1950) это среда респектабельной миланской буржуазии, история мучительного адюльтера. В «Побеждённых» (1952) послевоенная «потерянная» молодёжь, расследование преступления, совершённого компанией подростков без видимых причин и целей. В «Даме без камелий» (1953) духовная пустота, убогие провинциальные нравы итальянского коммерческого кинематографа. В кругу городских эскизов и новелла «Попытка самоубийства», снятая Антониони для неореалистического фильма в эпизодах «Любовь в городе» (1953). В «Подругах» (по Ч. Павезе, 1955, премия кинофестиваля в Венеции) проступают черты индивидуального стиля Антониони режиссёра-психолога. Суховатая повествовательная манера, наблюдение за поведением человека, вписанного в мир буржуазной праздности и скуки, регистрация малейших движений души, экранное время, приближённое к длительности самих событий, всё это даёт, по определению А. Моравиа, «новое ощущение реальности». В фильме «Крик» (1957, в советском прокате «Отчаяние») Антониони возвращает действие в народную среду, оставшись верным атмосфере отчуждения и безысходности.
Произведения Антониони 50-х гг. при своих существенных первооткрытиях не были достаточно поняты и оценены в их время. Признание и широкая известность пришли к режиссёру в 60-е гг., после фильма «Приключение» (1960, специальная премия Каннского кинофестиваля) и «Ночь» (1960, главная премия Берлинского кинофестиваля, 1961), «Затмение» (1961, специальная премия Каннского кинофестиваля, 1962), «Красная пустыня» (1964, главная премия кинофестиваля в Венеции). Эти фильмы составили тетраптих, в котором режиссёр как бы ставил диагноз прогрессирующих духовных болезней буржуазного общества: разрыв связей между людьми, нравственный упадок, социальная анемия, атрофия чувств.
Антониони был признан поэтом «отчуждения» и «некоммуникабельности» (термины, которые ввела в обиход французская критика). Менее были замечены тревога художника, тоска по иной жизни (воплощённые в образах, созданных М. Витти, постоянной исполнительницей главных ролей в фильмах Антониони начала 60-х гг.). Эта тема особенно явственно звучала в фильме «Красная пустыня».
В «Фотоувеличении» («Блоу-ап», 1967, Великобритания, главная премия Каннского кинофестиваля) лондонский фотограф рвётся из модного ателье к неприкрашенной реальности и репортажной правде фактов. Но при всей искренности и активности стремления его фотокамера способна запечатлеть лишь внешний облик явлений, не пробиваясь к их сущности, которая остаётся таинственной и скрытой.
Следующему периоду творчества Антониони свойственен возрастающий интерес к политическим, социальным веяниям, к проблемам развивающихся стран. В фильме «Забриски-пойнт» (1970, США) Антониони показал антибуржуазный молодёжный бунт против «просперити». В 1972 снял документальный фильм «Китай». События борьбы за независимость в одном из африканских государств стали фоном фильма «Профессия: репортёр» (1975) истории журналиста, отважившегося начать новую жизнь под именем другого человека, чтобы порвать с ложью и узостью собственного существования и раствориться в тревогах и борьбе мира, вновь сталкиваются в трагическом противоречии порыв к контакту, к постижению истины и обречённость этой попытки, фатальная замкнутость человека в кругу собственной судьбы. Антониони автор сценариев почти всех своих фильмов.
В 1980 снял на телевидении фильм «Тайна Обервальда» (по пьесе Ж. Кокто «Двуглавый орёл», в главной роли Витти), в 1982 фильм «Идентификация женщины». Юбилейная премия Каннского кинофестиваля (1982).
Литература:
Вайсфельд И., Искусство опустошенной души, в его книге: Крушение и созидание, М., 1964;
Туровская М., Красная пустыня эротизма, в ее книге: Да и нет, М., 1966;
Караганов А., Киноискусство в борьбе идей, 2 изд., М., 1982;
Tailleur R., Thirard P. L., Antonioni, P., 1963;
Carlo C. di, Michelangelo Antonioni, Roma, 1964;
Bernardini A., Michelangelo Antonioni da «Gente del Po» a «Blowup», Mil., 1967;
Lyons R. J., Michelangelo Antonionis neo-realism, N.Y., 1976.H. М. Зоркая.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.