- ЯНЧО Миклош
Я́нчо Миклош (Jancso) (р. 27.9.1921), венгерский режиссёр. Народный артист ВНР (1980). Окончил факультеты права и этнографии университета г. Клуж (1944). В 194750 учился в Высшей школе театра и кино. С 1951 снимал хроникальные сюжеты, документальные и научно-популярные фильмы, преимущественно на темы, связанные с искусством и этнографией: «На окраине города» (1957), «Бессмертие» (1959) и др. Первый художественный фильм «Колокола отправляются в Рим» (1959) обращён к антифашистской теме, взятой в нравственном аспекте. В этом фильме, а также в фильмах «Развязки и завязки» («Кантата», 1963) и «Так я пришёл» (1965) подчёркнуто лирическое начало. В фильме «Без надежды» (1966) достаточно чётко определились тематика и стилевое своеобразие искусства Янчо Некоторые произведения Янчо содержат обобщённые эпизоды прошлого, как бы воссоздающие модель исторической ситуации: «Звёзды и солдаты» (1967, с СССР), «Тишина и крик» (1968). В этих лентах, как и в большинстве последующих, ослаблено значение таких традиционных элементов кинематографической структуры, как причинно-следственная, «линейная» фабула, диалог, жанровая характеристика персонажей. В то же время пространство и ритм наделены большой драматической активностью. В ряде фильмов Янчо применил съёмку методом длинных кадров («планов-эпизодов»), достигая этим обобщённости и универсальности изображения. В 70-е гг. внимание режиссёра и его постоянного сценариста Д. Хернади переносится на исследование и описание истоков и форм массовых народных движений (фильмы «Пока народ ещё просит», 1972, премия международного кинофестиваля в Канне; «Любовь моя, Электра», 1975; «Венгерская рапсодия», 1979; «Allegro barbaro», 1979, специальная премия международного кинофестиваля в Канне). Существенное место в фильмах Янчо приобретает также символика, идущая от народной поэзии, лирики революционных поэтов Венгрии Ш. Петёфи, Э. Ади, А. Йожефа, плаката Венгерской советской республики 1919 с его экспрессивным лаконизмом. Янчо работает с постоянной творческой группой, в которую входят оператор Я. Кенде, художник Т. Банович и ряд актёров. С 1971 ставит театральные спектакли. Снимал фильмы за рубежом. Государственная премия имени Кошута (1979), премия имени Балажа (1965).
Среди других фильмов:
короткометражные: «Дворцы Пекина» (1958), «Рассветы и закаты» (1961), «Колесо времени» (1963), «Новое присутствие» (1965);
полнометражные «Три звезды» (1960, новелла 1-я), «Светлые ветры» и «Сирокко» (ВНР Франция) оба 1969, «Агнец божий» и «Пацифистка» (Италия Франция ФРГ) оба 1971, «Техника и ритуал» (1972, Италия), «Рим хочет Цезаря» (1973, Италия), «Частные грехи, публичные добродетели» (1976, Италия СФРЮ), «Сердце тирана, или Боккаччо в Венгрии» (1981, ВНР Италия).Сочинения:
Vitam et sanguinem, Bdpst, 1978 (с G. Hernádi).Литература:
Gyertyán E., Jancsó Miklós, Bdpst, 1975;
Buttafava G., Miklós Jancsó, Firenze, 1975;
Estève M., Miklós Jancsó, P.,1975;
Biró Y., Miklós Jancsó, P., 1977.
И. И. Рубанова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.