- Гангстерский фильм
га́нгстерский фильм, распространённая в кинематографе капиталистических стран категория фильмов об организованной преступности (гангстерских синдикатах), а также о профессиональных правонарушителях. Гангстерский фильм возник в конце 20-х гг., когда с введением «сухого закона» в США развились контрабанда и тайное производство алкоголя. Один из первых гангстерских фильмов «Подполье» (1927, режиссёр Дж. Штернберг) история возвышения рядового уголовника до главаря банды, а затем его гибели. Эта сюжетная схема была повторена в начале 30-х гг. в ряде фильмов: «Маленький Цезарь» (1930, режиссёр М. Ле Рой), «Враг общества» (1931, режиссёр У. Уэлман), «Лицо со шрамом» (1932, режиссёр X. Хоукс) и др. В связи с кампанией в прессе, обвинявшей эти ленты в романтизации героев и пропаганде гангстеризма, возник новый тип гангстерских фильмов, где центральными персонажами были представители полиции, боровшейся с организованной преступностью («Джи-мены», 1935, режиссёр У. Китли). В предвоенные годы появилась серия фильмов, исследовавших генезис преступности в условиях повседневной американской действительности: «Тупик» (1937, режиссёр У. Уайлер), «Ангелы с грязными лицами» (1938, режиссёр М. Кертиц), «Бурные двадцатые годы» (1939, режиссёр Р. Уолш, в советском прокате «Судьба солдата в Америке»). После 2-й мировой войны в гангстерских фильмах большое место заняли биографии знаменитых гангстеров («Нельсон-младенчик», 1957, режиссёр Д. Сигел; «Пулемётчик Келли», 1958, и «Кровавая мама», 1970, оба режиссёра Р. Кормена; «Диллинджер», 1972, режиссёр Дж. Миллиус) и реконструкции известных событий, связанных с междоусобной борьбой в гангстерском мире («Бойня в день святого Валентина», 1967, режиссёр Кормен; «Бумаги Валаччи», 1972, режиссёр Т. Янг). В западноевропейском кино гангстерские истории служили также основой для выражения философских мотивов об отчуждении человека, о бесплодности его попыток найти покой и счастье в мире преступности и бесправия («Не тронь добычу», 1954, режиссёр Ж. Беккер; «Второе дыхание», 1966, и «Самурай», 1967, оба режиссёр Ж. П. Мельвиля).
Лучшие современные гангстерские фильмы отличает сложное переплетение различных мотивов, острая, хотя и не всегда последовательная, социально-критическая направленность. В «Бонни и Клайде» (1967, режиссёр А. Пени) на базе действительных событий 30-х гг. вскрываются социальные причины возникновения преступности в буржуазном обществе: безработица, обнищание трудящихся, отчуждение личности и т. д. Из картины У. Фридкина «Французский связной» (1971) следует, что машина буржуазного уголовного сыска отнимает у защитника справедливости возможность выполнить его миссию. В «Крёстном отце» (1972, 2-я часть 1974, режиссёр Ф. Ф. Коппола) мир организованной преступности рассматривается как своего рода «контробщество», возникшее потому, что «нормальное» капиталистическое общество не может выполнять свои функции по отношению к человеку. Однако и в преступном мире царят ещё более гибельные для человеческой личности законы. К этому же течению принадлежат и многие гангстерские фильмы 80-х гг.: «Глория» (1980, режиссёр Дж. Кассаветес), «Форт Апач, Бронкс» (1981, режиссёр Д. Питри) и др.
Литература:
Березницкий Я., Как создать самого себя, М.,1976;
Gabree J., Gangsters from Little Caesar to the Godfather, N.Y., 1973.В. И. Михалкович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.