- Музыкальный фильм
музыка́льный фильм, кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины. На разных этапах развития музыкального фильма происходили преобразования его структуры, складывались различные типы синтеза драматургии, музыки, вокала, хореографии, исполнительского искусства, визуального решения. Проблемы кинематографической выразительности музыкального фильма, специфики взаимодействия всех компонентов на первых порах лишь в редких случаях оказывались в центре художественных исканий кинорежиссёров. Музыкальные номера, ради которых и создавался музыкальный фильм, имели самостоятельное значение, были слабо связаны с развитием сюжета. Следуя за театром, музыкальный фильм впитывал всё, получившее признание на сценических подмостках. Популярная эстрадная «звезда», полюбившийся зрителям спектакль, достижения хореографического искусства становились исходным материалом при создании музыкального фильма.
Музыкальный фильм открыл историю звукового кино. Огромный успех первых музыкальных фильмов «Певец джаза» (1927, режиссёр А. Кросленд), «Поющий глупец» (1928, режиссёр Л. Бэкон) оба с участием певца О. Джолсона, «Простаки из Парижа» (1929, режиссёр Р. Уоллес, с участием французского шансонье М. Шевалье) привёл к широкой волне подражаний.
В 2030-х гг. определились основные жанры музыкального фильма: музыкальная кинокомедия, фильм-ревю, оперетта, опера, балет. В то время как опера и балет сохраняли в кино характерные черты жанра, границы между музыкальной комедией, опереттой и фильмом-ревю носили неотчётливый, зыбкий характер. Большая разработанность драматургии, мотивированность включения музыкальных сцен, с одной стороны, или несложная сюжетная связка, объединяющая разнохарактерные музыкальные номера, с другой, определяли принадлежность музыкального фильма к музыкальной комедии или фильму-ревю. Среди экранизаций классических оперетт «Страна улыбок» Ф. Легара (1930, режиссёр М. Райхман), «Летучая мышь» И. Штрауса (1931, режиссёр К. Ламач), «Графиня Марица» (1932, режиссёр Р. Освальд) и «Княгиня Чардаш» И. Кальмана (1934, режиссёр Г. Якоби), «Цыганский барон» И. Штрауса (1935, режиссёр К. Хартль) все Германия. Наиболее известные фильмы-ревю: «Золотоискательницы Бродвея» (1928, режиссёр Р. дель Рут), «Зрелище зрелищ» (режиссёр Дж. Адольфи) и «Звуковое ревю Фокса 1929 года» (режиссёры Д. Батлер, М. Силвер) оба 1929. В 30-х гг. жанр ревю утратил популярность, однако фильмы-ревю появлялись и в последующие десятилетия. Типовым сюжетом для одного из направлений музыкальной комедии стала история «золушки» трудного пути к славе. Музыка являлась профессиональной принадлежностью образа героя или героини, действие развёртывалось на материале сценической постановки шоу или ревю, важную роль в сюжете играли случайности, в итоге приводящие к счастливому финалу. Таковы фильмы американского режиссёра Бэкона и хореографа Б. Беркли «42-я улица» и «Перед огнями рампы» (1933), «Чудо-бар» (1934), фильм «Король джаза» (1930, режиссёр Дж. М. Андерсон, с участием джаз-оркестра П. Уайтмена), «Бродвейская мелодия» (1929, режиссёр Г. Бомонт, с участием Б. Лав; позднее, в 1936 и 1938, появились ещё два фильма с таким же названием, оба режиссёр дель Рута). Другой тип музыкального фильма опирался на традиции классической оперетты. Это комедийная или мелодраматическая история, включающая в себя музыку как средство характеристики персонажей и создания атмосферы действия: в США «Парад любви» (1929, композитор В. Шерцингер, с участием Шевалье и Дж. Мак-Доналд), «Монте-Карло» (1930, с участием Мак-Доналд и Дж. Бьюкенена) оба режиссёра Э. Любича; в Германии «Вальс любви» и «Трое с бензоколонки» (1930, режиссёр В. Тиле), «Конгресс танцует» (1931, режиссёр Э. Чарелл, с участием Л. Харви и В. Фрича). Наиболее значительные музыкальные фильмы 30-х гг.: «Весёлый развод» (1934, композитор К. Портер) и «Цилиндр» (1935) оба режиссёра М. Сандрича, с участием Ф. Астера и Дж. Гарленд, «Сто мужчин и одна девушка» (1937, режиссёр Г. Костер, с участием Л. Стоковского и Д. Дурбин), «Голдвин-фоллиз» (1938, режиссёр Дж. Маршалл), «Волшебник из страны Оз» (1939, режиссёр В. Флеминг, с участием Гарленд) все США, и др. В рамках ревю и музыкальной комедии в кино 30-х гг. формировалась образная система, которая определила структуру нового музыкально-драматического жанра мюзикла. Наряду с американскими актёрами Дурбин, Мак-Доналд, Н. Эдди, Астером, Дж. Роджерс, Гарленд, юной Ш. Темпл большой популярностью пользовались европейские «звёзды» М. Рёкк и Ф. Гааль.
Первый советский музыкальный фильм «Гармонь» (режиссёр И. А. Савченко, композитор С. И. Потоцкий) вышел на экраны в 1934. Музыкальная кинокомедия один из наиболее представительных жанров советского кино основывалась на традициях массовой песни. В сотрудничестве с композитором И. О. Дунаевским были созданы фильмы: «Весёлые ребята» (1934, с участием Л. О. Утёсова), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) все режиссёра Г. В. Александрова, с участием Л. П. Орловой, «Богатая невеста» (1938) и «Кубанские казаки» (1950) оба режиссёра И. А. Пырьева, с участием М. А. Ладыниной. В 40-х гг. были поставлены музыкальные фильмы: «Музыкальная история» (1940, режиссёры М. В. Ивановский, Г. М. Раппапорт), «Приключения Корзинкиной» (1941, режиссёр К. Б. Минц, композитор Д. Д. Шостакович, с участием Я. Б. Жеймо), «Антон Иванович сердится» (1941, режиссёр Ивановский, композитор Д. Б. Кабалевский), «Сердца четырёх» (выпуск 1945, режиссёр К. К. Юдин, композитор Ю. С. Милютин), «В шесть часов вечера после войны» (1944, режиссёр И. А. Пырьев, композитор Т. Н. Хренников), «Старинный водевиль» (режиссёр Савченко, композитор Потоцкий), «Весна» (режиссёр Александров, композитор Дунаевский) оба 1947, и др. Ряд музыкальных фильмов был поставлен на студиях союзных республик: «Аршин мал алан» (1945, режиссёры Р. Тахмасиб, Н. Лещенко, композитор У. Гаджибеков; 1966, режиссёр Т. Тагизаде), «Кето и Котэ» (1948, режиссёры В. Таблиашвили, В. Гедеванишвили, композиторы В. И. Долидзе, А. П. Кереселидзе). «Стрекоза» (1954, режиссёр С. В. Долидзе, композитор С. Ф. Цинцадзе) и др.
В 4050-е гг. развитие музыкального фильма происходит в русле музыкальной комедии: в США «Весенний парад» (1940, режиссёр Костер, композитор Р. Штольц, с участием Мак-Доналд, в советском прокате «Весенний вальс»), «Встретимся в Сент-Луисе» (1944, режиссёр В. Миннелли, с участием М. ОБрайен и Гарленд), «Семь невест для семи братьев» (1954, режиссёр С. Донен, композитор Дж. де Поль). Особый сплав мелодрамы и музыкальной комедии характерен для итальянского музыкального фильма «Вернись в Сорренто» (1945, режиссёр К. Брагалья, композитор Ч. А. Биксио), «Сто серенад» (1954, режиссёр А. Мафано, композитор Н. Оливьеро) и др. Широкой популярностью пользовались английские музыкальные фильмы «Предоставьте это Джорджу» (1940, режиссёр М. Варнель, в советском прокате «Джордж из Динки-джаза»), немецкий «Женщина моих грёз» (1944, в советском прокате «Девушка моей мечты») и австрийский «Дитя Дуная» (1950, композитор Н. Досталь) оба режиссёра Г. Якоби.
Интерес к жизни и творчеству известных композиторов, певцов, дирижёров привёл к созданию музыкально-биографических фильмов. В большинстве из них использовались мелодраматические сюжетные схемы: «Большой вальс» (1938, режиссёр Ж. Дювивье, США), «Энрико Карузо» (режиссёр Дж. Джентиломо, в советском прокате «Молодой Карузо», Италия) и «Вена танцует» (режиссёр Э. Райнерт, ФРГ) оба 1951, «Моцарт. Дай руку, жизнь моя!» (1955, режиссёр К. Хартль, Австрия) и др. В советском кино в этом жанре сделаны фильмы «Глинка» (1947, режиссёр Л. О. Арнштам), «Композитор Глинка» (1952, режиссёр Александров), «Мусоргский» (1950, режиссёр Г. Л. Рошаль), «Римский-Корсаков» (1953, режиссёры Рошаль и Г. С. Казанский), «Чайковский» (1970, режиссёр И. В. Таланкин) и др. Опыты в этом жанре делаются и в последующие годы: «Малер» (1974, режиссёр К. Расселл), «Бетховен дни жизни» (1976, режиссёр X. Земан, ГДР).
Со второй половины 50-х гг. определяющую роль в развитии музыкального фильма начал играть мьюзикл. Лучшие музыкальные фильмы выходят за рамки развлекательной продукции, трактуют важные и актуальные проблемы действительности («Кабаре», 1972, режиссёр Б. Фосс, США).
Значительное место музыкальный фильм занимает в индийском, аргентинском и мексиканском кино.
В советском кино традиции отечественного музыкального фильма получили развитие в творчестве режиссёра Э. А. Рязанова: «Карнавальная ночь» (1956, композитор А. Я. Лепин), «Гусарская баллада» (1962, композитор Хренников). Со второй половины 60-х гг. на экраны выходят музыкальные фильмы, представляющие собой опыт создания новых моделей музыкально-драматических кинозрелищ. Появляются обработки популярных сказочных сюжетов: «Айболит-66» (1967, режиссёр Р. А. Быков, композитор Б. А. Чайковский), «Король-олень» (1970, режиссёр П. О. Арсенов, композитор М. Л. Таривердиев), «Мама» (1977, режиссёр Э. Бостан, композиторы Ж. Буржоа, Т. Попа, с участием Л. М. Гурченко, М. С. Боярского, СССР СРР Франция); ощущается значительный интерес к фольклору: «Бумбараш» (1972, телефильм, режиссёры А. А. Народицкий, Н. Рашеев, композитор В. С. Дашкевич), «Мелодии Верийского квартала» (1973, режиссёр Г. Н. Шенгелая, композитор Г. Г. Цабадзе), «Чёртова невеста» (1976, режиссёр А. П. Жебрюнас, композитор В. Ш. Ганелин); актуализируются идеи музыкального киноколлажа: «Маяковский смеётся» (1976, режиссёр С. И. Юткевич, композиторы Дашкевич, А. Л. Кремер); делаются попытки создания музыкального фильма на современном материале: «Романс о влюблённых» (1974, режиссёр А. С. Михалков-Кончаловский, композитор А. Градский). Появляется особый тип фильмов с песнями, комментирующими экранные перипетии («Служебный роман», 1977, режиссёр Рязанов, композитор А. П. Петров), воскрешаются формы киноревю («Женщина, которая поёт», 1979, режиссёр А. С. Орлов, с участием А. Б. Пугачёвой; «Душа», 1982, режиссёр А. Б. Стефанович, композитор А. С. Зацепин, с участием С. М. Ротару). Поиском в области формы музыкального фильма явилась картина «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1983, режиссёр В. А. Грамматиков, композитор А. Л. Рыбников).
Музыкальный фильм находится в стадии поисков и экспериментов.
И. М. Шилова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.