- МЬЮЗИКЛ
мью́зикл (мюзикл) в кино, вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами киноискусства. Новое в мьюзикле по отношению к оперетте, музыкальной комедии и ревю состоит в том, что все элементы, объединённые в структуре произведения, находятся в нерасторжимом единстве, внутренне взаимосвязаны, подготавливают переход одной формы воплощения в другую. Мьюзикл родился в конце XIX начале XX вв. на сценических подмостках Бродвея, где произошло объединение различных самостоятельных типов зрелищ (ревю, шоу, мелодрамы и др.). В своём формировании мьюзикл в кино прошёл несколько этапов от лёгкой музыкальной комедии до его современных форм. Становление и открытие специфических особенностей мьюзикла в кино относится к началу 30-х гг. Отдельные концертные номера становились самостоятельными музыкально-драматическими представлениями, имеющими свой сюжет, музыкальное, хореографическое и постановочное решение. В музыкальных фильмах «Бродвейская мелодия» (1929, режиссёр Г. Бомонт), «Конгресс танцует» (1931, режиссёр Э. Чарелл, Германия), «42-я улица» (1933, режиссёр Л. Бэкон) такие номера являлись кульминационными в развитии действия. В них был особый уровень условности: реальная действительность, будничная жизнь артистов, как и жизнь простых людей, бытовые подробности преображались, максимально театрализовывались, представали в новом художественном качестве. В дальнейшем принципы такого воплощения стали ведущими при создании целостной модели мьюзикла. Над решением этих проблем работали композиторы Дж. Керн, К. Портер, Р. Роджерс, хореограф Б. Беркли и др. Чрезвычайно высок был профессиональный уровень исполнителей. В конце 30-х гг. американская музыкальная комедия пережила кризис. Новыми поисками были отмечены фильмы режиссёров В. Миннелли «Хижина в небесах» (1942, с участием негритянского ансамбля под руководством Э. Уотерс), «Встретимся в Сент-Луисе» (1944) и «Часы» (1945) оба с участием Дж. Гарленд. Несомненное влияние на развитие мьюзикла оказало творчество композитора Дж. Гершвина. В 50-е гг. было поставлено два фильма с его музыкой: «Американец в Париже» (1951) и «Забавная мордашка» (1957). Экранизация бродвейского спектакля «Оклахома!» (1955, режиссёр Ф. Циннеман, композитор Роджерс) привела к бурному расцвету мьюзикла в кино. На экран были перенесены лучшие театральные постановки «Моя прекрасная леди» (1964, режиссёр Дж. Кьюкор, композитор Ф. Лоу) и «Вестсайдская история» (1961, режиссёр Р. Уайз, балетмейстер Дж. Роббинс, композитор Л. Бернстайн), ставшая своего рода эталоном художественной целостности и кинематографической выразительности мьюзикла. Для этого нового этапа характерны также интерес к классическим сюжетам, стремление к большей сложности музыкального языка и органичному сочетанию всех компонентов мьюзикла, поиски оптимальных средств его воплощения на экране: «Звуки музыки» (1965, режиссёр Уайз, композитор Роджерс), «Смешная девчонка» (режиссёр У. Уайлер, композитор Дж. Стайн) и «Милая Чарити» (режиссёр Б. Фосс, композитор С. Колмен) оба 1968, «Человек из Ламанчи» (1972, режиссёр А. Хиллер, композитор М. Ли). Попытку совмещения в мьюзикле средств игрового и мультипликационного кино предпринял У. Дисней в фильме «Мэри Поппинз» (1964, режиссёр Р. Стивенсон).
Опыты по созданию мьюзикла проводились и в других странах. В Великобритании был поставлен мьюзикл «Оливер!» (1968, режиссёр К. Рид, композитор Л. Барт). В ЧССР режиссёром Л. Рихманом были сняты два фильма «Старики на уборке хмеля» (1964, композиторы И. Бажант, И. Маласек, В. Гала) и «Дама на рельсах» (1966).
В 70-е гг. развитие мьюзикла привело к появлению произведений, трансформирующих идеи мьюзикла в поп-оперу и новые типы музыкально-драматических зрелищ: «Иисус Христос суперзвезда» (1972, режиссёр Н. Джуисон, композитор Э. Л. Уэббер), «Томми» (1975, режиссёр К. Расселл, композитор П. Таунзенд), «Волосы» (1979, режиссёр М. Форман, композитор Г. Макдермот) и др.
Широкую популярность завоевали ведущие исполнители мьюзиклов: Гарленд («Звезда родилась», 1954), Дж. Эндрюс («Мэри Поппинз», «Звуки музыки»), Ф. Астер, О. Хепбёрн («Забавная мордашка»), Л. Карон («Жижи», 1958), Дж. Келли («Пение под дождём», 1952, «Всегда прекрасная погода», 1955), Н. Вуд («Вестсайдская история»; «Джипси», 1962), Б. Стрейзанд («Смешная девчонка»; «Хэлло, Долли!», 1968), Ш. Мак-Лейн («Милая Чарити», 1968), Л. Миннелли («Кабаре», 1972) и др.
В советском кино эксперименты по созданию мьюзиклов приводили к появлению музыкально-драматических кинозрелищ, связанных с национальными традициями (см. Музыкальный фильм).
Литература:
Taylor J. Russel, Jackson A., The Hollywood musical, N.Y.[a. o.], [1971];
В русском переводе Ханши М., О песнях под дождём, М., 1984.И. М. Шилова.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.