Трагикомедия

Трагикомедия

трагикоме́дия в кино, вид драматических произведений, характерная особенность которых — совмещение черт, свойственных, с одной стороны, комедии, а с другой — высокой драме, трагедии. Особого рода сочетание комических и трагических элементов, усиливающее по закону контраста их взаимодействие, может порождать у зрителя типичный «трагикомический эффект» двойного зрения: возвышенный характер обнаруживает смешные черты, а патетическая мысль, впадая в крайность, оборачивается автопародией; анекдотическая ситуация претендует на философское постижение драматического по сути конфликта и т. д. От трагедии трагикомедия заимствовала интерес к самым общим вопросам бытия, к конфликтам глобального характера, включающим понятие судьбы, рока, исторической или социальной предопределённости, а от комедии (см. Кинокомедия) — героя, чаще всего «маленького человека» с миром повседневных интересов и частных забот. В фильме «Отец солдата» (1965, режиссёр Р. Д. Чхеидзе) ужасы войны даются в столкновении с естественным поведением пожилого, «негероического» человека, сохраняющего в окопах свои штатские привычки. Обратный приём — сильная личность трагического склада в обстоятельствах низменных и прозаических — встречается реже и зачастую выливается в формы эксцентрической комедии с более или менее отчётливым пародийным прицелом (например, пародии на киножанры — шпионская история, гангстерский фильм, вестерн и т. д.) или трагифарса (многочисленные экранизации «Дон Кихота»; фильм «Месье Верду», 1947, режиссёр Ч. Чаплин).

Зачатки трагикомического мироощущения принято находить у Еврипида. В театре конца средневековья трагикомическое начало обрело определённость, оформившись на рубеже XVI—XVII вв. в самостоятельную. жанровую категорию. В кинематографе путь развития трагикомедии был иным: в разные времена он ориентировался на различные театральные концепции трагикомического, сначала из области площадных жанров пантомимы, цирковой клоунады, мюзик-холльных реприз, а позже используя завоевания психологической драмы. В 20—30-х гг. типичным представителем трагикомедии был Чаплин, ведущий языком отточенной эксцентриады рассказ о маленьком простодушном человечке в цивилизованных джунглях большого города («Малыш», 1921, «Золотая лихорадка», 1925, «Огни большого города», 1931, «Новые времена», 1936). Другую разновидность трагикомического воплощали персонажи Б. Китона, хранившие маску трагической отрешённости от ополчившегося на них изменчивого и колючего мира. В более поздние годы кинематограф принялся осваивать те формы трагикомического, которые в театре были связаны с именами Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. П. Чехова. Здесь стоицизм действующих лиц в трагической ситуации приобретает порой комический оттенок, повседневные реакции, нелепые в таких условиях, создают горький парадокс между внешним выражением и истинным, подспудным переживанием. Тот же трагикомический эффект лежит в основе многих фильмов режиссёра Ф. Феллини («Ночи Кабирии», 1957, «Восемь с половиной», 1963, «Джульетта и духи», 1965).

Вместе с тем кинематограф не просто заимствовал у театра, он пытался обнаружить свои собственные, специфические черты жанра трагикомедии. Этим объясняется тот факт, что в чистом виде трагикомедия встречается на экране довольно редко, как правило, выливаясь в откровенно гибридные формы «жестокого водевиля», «обличительного мьюзикла», превращаясь в обычную эксцентрическую комедию с особо контрастными перепадами интонаций или же в трагифарс. Например, фильм «MASH» (1970, режиссёр Р. Олтмен) строится на сочетании, казалось бы, несочетаемого — протокольной правды войны и фарсового поведения персонажей. Развитие трагикомедии в кино было во многом связано с использованием элементов театра абсурда. Такие драматурги, как Э. Ионеско, М. Фриш, Ф. Дюрренматт, X. Пинтер, работавшие для кино и телевидения, ввели в обиход новое понимание трагикомического, согласно которому правда о мире и человеке выступает в формах алогизма, отражающих разрушение привычных причинно-следственных связей. В 60—70-х гг. в кинематографе наметилось оживление жанра притчи — полуанекдотической истории с горькими философскими выводами («Палач», 1963, режиссёр Л. Г. Берланга, «Репетиция оркестра», 1979, режиссёр Феллини, «Осенний марафон», 1979, режиссёр Г. Н. Данелия). Трактуемое в широком смысле трагикомическое ощущение могло стать чертой индивидуального стиля режиссёра («Кто-то пролетел над гнездом кукушки», 1975, режиссёр М. Форман) или же приметой целого периода в истории национальной школы кинематографии. Так, например, характерное для грузинского киноискусства лирическое начало, соединяясь с традицией фольклорных баек, так называемого кавказского анекдота, обусловило интерес к жанру «печальной комедии», нередко эксцентрического характера. Зачастую эта своеобразная жанровая структура воплощается в миниатюрных формах короткометражного фильма («Свадьба», 1965, и «Зонтик», 1967, режиссёра М. Г. Кобахидзе; ряд телефильмов по сценариям Р. Л. Габриадзе). Иногда принципы «печальной комедии» воплощаются в форме многомерного полнометражного повествования («Не горюй!», 1969, режиссёр Данелия, «Древо желания», 1977, режиссёр Т. Е. Абуладзе, «Городок Анара», 1977, «Пловец», 1982, оба режиссёра И. М. Квирикадзе).

Литература:
Соловьева И. Н., Кино Италии, М., 1961;
Чаплин Ч., Моя автобиография, пер. с англ., М., 1966;

Guthke К. S., Modern tragicomedy, N.Y., 1966.

В. П. Дёмин.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Трагикомедия" в других словарях:

  • трагикомедия — трагикомедия …   Орфографический словарь-справочник

  • ТРАГИКОМЕДИЯ — (от сл. трагедия и комедия). Драматическое представление, в котором грустное перемешано с веселым, или же трагедия, оканчивающаяся, ко всеобщему благополучию, весело. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Трагикомедия — (греч.)  драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображён в комическом виде или который представляет беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. Трагикомедия появляется у Еврипида. Определение термина было… …   Википедия

  • трагикомедия — и, ж. tragi comédie f., нем. Tragikomödie <гр. tragoidia трагедия + komodia комедия. 1. Драматическое произведение, в котором сочетаются трагические и комические элементы. БАС 1. Было время во Франции, когда не почитали достойным трагедии… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ТРАГИКОМЕДИЯ — ТРАГИКОМЕДИЯ, драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом… …   Современная энциклопедия

  • ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАГИКОМЕДИЯ — ТРАГИКОМЕДИЯ, трагикомедии, жен. 1. Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии (лит., театр.). 2. перен. Печальное и вместе с тем смешное происшествие, жизненное положение (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРАГИКОМЕДИЯ — ТРАГИКОМЕДИЯ, и, жен. 1. Драматическое произведение, в к ром сочетаются черты трагедии и комедии. 2. перен. Печальное и одновременно смешное событие. | прил. трагикомический, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова …   Толковый словарь Ожегова

  • трагикомедия{ –} — 1) драматическое произведение, совмещающее трагические и комические элементы; 2) * происшествие, в котором к печальному примешивается смешное Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • трагикомедия — сущ., кол во синонимов: 2 • произведение (51) • происшествие (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Трагикомедия — (греч.) драматическое произведение, в которомтрагический сюжет изображен в комическом виде или которое представляетбеспорядочное нагромождение трагич. и комич. элементов …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»