- «новая волна»
«но́вая волна́», направление во французском кино конца 50-х начала 60-х гг. Выражение «новая волна» возникло во французской прессе, которая назвала так группу молодых кинематографистов, поставивших в 195859 свои первые полнометражные фильмы. Сами режиссёры, причисляемые к «новой волне» (Ф. Трюффо, К. Шаброль, Л. Маль, Ж. Л. Годар, Э. Ромер, П. Каст и др.), отрицали свою принадлежность к единой «школе», однако их работы обладали несомненными чертами сходства: отказ от ориентации на дорогостоящий коммерческий фильм, импровизационный метод съёмки, главным образом на натуре и в естественных декорациях, нетрадиционная организация материала, интерес к жизни молодого поколения, скептическое отношение к социальным ценностям буржуазного общества. Первые ленты «новой волны» («Кузены» и «Красавчик Серж» К. Шаброля; «400 ударов» Ф. Трюффо) были сделаны вне системы коммерческого производства. Их субсидированию способствовал и «Закон о помощи», предусматривавший выплату премии за «фильм высокого качества» ещё до его выхода в прокат. Эти картины легко окупались, что побудило кинопредпринимателей оказать финансовую поддержку начинающим режиссёрам.
В идейно-художественном отношении это направление подготовили короткометражные ленты «Группы тридцати», теоретические работы А. Базена и А. Астрюка и статьи будущих участников «новой волны» Трюффо, Шаброля, Годара и др., начинавших в качестве кинокритиков на страницах журнала «Cahiers du cinema» в 195658. К «новой волне» относятся также фильмы группы режиссёров более старшего возраста А. Рене, А. Варда, Астрюка, Ж. Франжю: «Жизнь» (1958, режиссёр Астрюк), «Головой об стену» (режиссёр Франжю) и «Хиросима, моя любовь» (режиссёр Рене) оба 1959, «Клео от 5 до 7» (1962, режиссёр Варда). В рамках «новой волны» иногда рассматривают и группу молодых документалистов (К. Маркер, Ж. Руш, Ф. Рейшенбах и др.), провозгласивших лозунг «синема-верите». Большую роль в движении «новой волны» сыграли операторы А. Деке и Р. Кутар, во многом определившие изобразительный стиль фильмов нового направления, а также композиторы М. Легран, Ж. Делерю, М. Жар. С «новой волной» связано утверждение на экране таких актёров, как Ж. П. Бельмондо, Ж. Моро, Ж. К. Бриали, Ж. Блен, К. Денёв, А. Карина и др.
В начале 60-х гг. движение расширилось; свои первые полнометражные фильмы поставили Ж. Деми («Лола», 1961, «Шербурские зонтики», 1964), А. Гатти («Загон», 1961), А. Кольпи («Столь долгое отсутствие», 1961), К. Соте («Взвесь весь риск», 1960), Ж. Ривет («Париж принадлежит нам», 1961), Р. Энрико («Прекрасная жизнь», 1964), Ж. Эсташ («Дурные знакомства», 1963) и др. «Новая волна» способствовала обновлению тематики и стилистики французского кино. Её успех стимулировал и молодых кинематографистов других европейских стран. Вместе с тем к середине 60-х гг. обнаружилась слабость «новой волны», связанная с авторским эгоцентризмом, поверхностной трактовкой социальных конфликтов. На смену острому, подчас болезненному ощущению неблагополучия в окружающей действительности пришли гедонистические настроения и эстетизация вновь найденных приёмов (свободная камера, незавершённость эпизода, несовпадение изображения и звука и т. п.). Некоторые молодые режиссёры пошли по пути коммерческого приспособленчества, другие отдали дань леворадикальному экстремизму. В то же время отдельные темы, мотивы, художественные приёмы «новой волны» получили широкое распространение во Франции и за её пределами; под влиянием «новой волны» кинематографическая стилистика стала более непринуждённой.
Литература:
Божович В., О «новой волне» во французском кино, в сбонике: Вопросы киноискусства. в. 8, М., 1964;
Иоскевич Я. Б., Борьба идеологий в мировом киноискусстве, Л., 1971;
Labarthe A. S., Essai sur le jeune cinéma français, P., 1960;
Clouzot C., Le cinéma français depuis la nouvelle vague, [P.], 1972.
В. И. Божович.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.