- «натурщик»
«нату́рщик», понятие, возникшее в практике и теории кино 20-х гг. с целью обозначения профессионального киноисполнителя в отличие от театрального актёра, работающего в кино. («Натурщик» термин, утверждённый в кинотеории Л. В. Кулешовым.) Это понятие связано с новым отношением к социально-исторической, духовной и физической реальности натуре, трактовавшейся мастерами советского кино 20-х гг. как главная тема, ведущая идея и единственный материал творчества. По этой концепции кинематографа, человек органический элемент натуры; актёр (профессиональный или непрофессиональный) должен играть его с максимальным приближением к объективной действительности. В мастерской Кулешова конечным заданием подготовки «натурщика» была выработка выразительной техники актёра в сочетании с естественностью и жизненной достоверностью. Под «натурщиком» иногда подразумевают также непрофессионального исполнителя, внешность и формы поведения которого социально характерны и природно выразительны. В этом смысле понятия «натурально-выразительный актёр» (С. М. Эйзенштейн) и «типаж» идентичны. Зачастую в кино руководствуются сходством положения и судьбы персонажа и исполнителя, «удостоверяющим» правду повествования. В 40-е гг. с «натурщиком» такого типа работали итальянские неореалисты Л. Висконти, Р. Росселлини, В. де Сика и др. Позже к «натурщикам» обращались П. П. Пазолини, Ф. Рози, Э. Ольми, К. Лидзани. С «натурщиками» работает Р. Брессон, ставя перед ними актёрские задачи. Обращение к «натурщику»-неактёру обычно связано с расширением реалистических горизонтов киноискусства, когда автоматизм профессиональных перевоплощений и физический тип актёров, предпочтительный в предшествующий период, вытесняются требованием новой социальной характерности и естественности.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.. 1987.